В настоящее время основным документом, регламентирующим порядок применения накладных расходов для всех участвующих в строительстве организаций, являются Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС81- 33.2004). Принципы и методы, приведенные в указанном документе, рекомендуются для использования организациями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности при осуществлении строительства за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных источников финансирования. К числу организаций, на которые в первую очередь ориентированы правила применения накладных расходов, относятся (п. 1.1 МДС81- 33.2004):

- инвесторы (заказчики-застройщики) при составлении инвесторских смет для оценки инвестиционных программ (проектов);

- подрядные организации при составлении ценовых предложений на конкурсные торги и расчетов за выполненные работы;

- проектные организации при разработке сметной документации.

Содержательная часть МДС 81-33.2004 рассматривает вопросы определения величины накладных расходов в строительстве, устанавливает порядок применения нормативов накладных расходов. В документе содержится классификация расходов строительных организаций, относящиеся к накладным расходам. Такая классификация выполнена на основании норм действующего законодательства РФ, приведенных в Гражданском и Налоговом кодексах РФ, а также в Законе РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в виде капитальных вложений».

Нормативное определение понятия «накладные расходы» приводится в п. 1.2 МДС 81-33 2004:

«Накладные расходы как часть сметной себестоимости строительно-монтажных работ представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием необходимых условий для выполнения строительных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ, а также их организацией, управлением и обслуживанием».

Кроме этого можно отнести к определению понятия накладных расходов следующее определение, приведенное в п. 4.10 МДС 81- 35.2004:

«Накладные расходы учитывают затраты строительно-монтажных организаций, связанные с созданием общих условий производства, его обслуживанием, организацией и управлением».

Приведенные выше определения характеризуют накладные расходы как издержки предприятия, которые учитываются при вычислении налога на прибыль. Другими словами, накладные расходы составляют часть себестоимости создаваемой строительной продукции. По масштабу и функциональному назначению рекомендуется различать (п. 1.4 МДС 81-33 2004):

- укрупненные нормативы по основным видам строительства;

- нормативы по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ;

- индивидуальные нормы для конкретной строительно-монтажной или ремонтно-строительной организации.

Понятие «накладные расходы» широко используется в бухгалтерском учете. Необходимо обратить внимание на отличие понятия «накладные расходы» при использовании его в строительстве и в бухгалтерском учете. Современная действующая отечественная система бухгалтерского учета относит к накладным расходам следующие расходы, не учитываемые при вычислении накладных расходов для составления смет в строительстве (п. 3.6 МДС 81-33. 2004):

- пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений;

- налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком (за исключением отчислений на оплату взносов в действующую систему обязательного социального страхования);

- затраты на платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию;

- отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий (сооружений) в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены в свободной (договорной) цене строительства;

- затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более 3 километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта; дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного, городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определенных в соответствии с действующими тарифами на определенные виды транспорта;

- дополнительные затраты, связанные с осуществлением подрядных работ вахтовым методом;

- затраты на перебазирование строительных организаций и их подразделений на другие стройки;

- затраты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально-технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, проезда к месту работы, а также

отпуска перед началом работы;

- дополнительные расходы, связанные с использованием на строительстве объектов студенческих отрядов, военно-строительных частей и других контингентов (производимым в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации);

- расходы на проведение специальных мероприятии по обеспечению нормальных условий труда (по борьбе с радиоактивностью, силикозом, малярией, гнусом, энцефалитным клещом и др.);

- затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ. Для целей налогообложения указанные затраты принимаются в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;

- текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения (очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов), очисткой сточных вод и другими видами текущих природоохранных затрат;

- другие расходы, возмещаемые заказчиками в соответствии с действующими постановлениями и положениями.

Начисление нормативов накладных расходов по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ производится на комплексы работ, определяемых в соответствии с наименованием сборников ГЭСН-2001, ГЭСНм-2001, ГЭСНр-2001 и ГЭСНп-2001.

Привязка нормативов накладных расходов по видам работ к указанным сборникам (область применения) приведена в приложениях 4 и 5 МДС 81-33 2004.

Как правило, начисление нормативов накладных расходов производится в сметных программах автоматически при выборе видов работ.

 

Продолжение https://abk-63.ru/article/52-poryadok-primeneniya-smetnoy-pribyli