Строительство культурно-развлекательного объекта планируется осуществлять за счет средств частного инвестора. При формировании сводного сметного расчета стоимости строительства нами, проектной организацией, предусмотрен лимит средств на непредвиденные работы и затраты для объектов капитального строительства непроизводственного назначения в размере 2%. При сдаче проекта заказчику были получены замечания по поводу лимита средств на непредвиденные работы и затраты и предложение об увеличении этих средств до 5%.
В задании на проектирование никаких указаний по этому поводу не было отмечено, но есть угроза снижения стоимости проектных работ или даже полный отказ от оплаты нашей работы. Имеем ли мы право принять предложение заказчика? Каким документом такое действие может быть признано правильным? А может быть, предложение заказчика неправомерно?
Конечно же, недоработка проектного задания привела к сложностям в отношениях между заказчиком и подрядчиком (проектировщиком).
Согласно статьям 758 и 759 Гражданского кодекса по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию, выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат. При этом заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.
В п. 4.96 МДС 81-35.2004 в редакции, приведенной в приказе Минрегиона от 1июня 2012 г. № 220, указаны нормативы для определения затрат на непредвиденные работы и затраты, что вы использовали в своей работе. Данный подход обязателен для объектов капитального строительства, финансирование строительства которых планируется осуществить с привлечением средств федерального бюджета.
В случае финансирования строительства из иных средств следует руководствоваться указаниями распорядителя средств. При этом могут быть приняты нормативы, приведенные в п. 4.96 МДС 81-35.2004, что не противоречит действующим принципам ценообразования в РФ.
Очень четкий ответ на поставленный вопрос содержится в письме Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которое приводится в полном объеме ниже.
Министерство регионального развития РФ Федеральное агентство по строительству и ЖКХ (Госстрой)
Письмо от 23 октября 2012 г. № 910-СГ/005/ГС
«Об определении резерва средств на непредвиденные работы и затраты для объектов капитального строительства»
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрело обращение и сообщает.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 1июня 2012 г. № 220 (далее — приказ) внесены изменения в «Методику определения стоимости строительной продукции на территории РФ» (МДС 81-35.2004), утвержденную постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 5 марта 2004 г. № 15/1 (далее — методика), в том числе в п. 4.96 раздела IV Методики, касающемся резерва средств на непредвиденные работы и затраты.
В соответствии с новой редакцией п. 4.96 Методики резерв средств на непредвиденные работы и затраты для объектов капитального строительства производственного назначения определяется в соответствии с подпунктом «б» п. 1.2, за исключением объектов, указанных в подпункте «в» п. 1.2 вышеуказанного приказа.
Одновременно сообщается, что сметные нормативы устанавливаются для определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции или капитального ремонта которых планируется осуществить с привлечением средств федерального бюджета.
Вопросы, касающиеся применения данных нормативов для определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции или капитального ремонта которых планируется осуществить без привлечения средств федерального бюджета, являются полномочиями соответствующего распорядителя средств.
Способ отражения в актах приемки работ, выполненных за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты, устанавливается договором строительного подряда.
С. ГОЛОВИН, начальник управления
градостроительной политики