Согласно МДС 81-29.2001 «ГЭСНм разработаны с учётом требований государственных
отраслевых стандартов» (пункт 1.5), «исходя из следующих условий: оборудование поступаем в монтаж в исправном состоянии, комплектно, окрашенным, прошедшим заводскую поузловую общую сборку, стендовые и другие испытания…, негабаритное - в разобранном виде или максимально укрупнёнными узлами (блоками), не требующими при монтаже подгоночных операций (пункт 1.6).
Мы, являясь монтажной организацией, монтируем технологическое оборудование. Требования к монтажной технологичности оборудования должны соответствовать ГОСТ 24444-87. Но на практике данные требования не выполняются поставщиками оборудования, условия поставки оборудования, как правило, импортного) существенно отличаются от предусмотренных нормативов ГЭСНм. Оборудование поступает в разобранном виде отдельными деталями различной массы и мелкими сборочными единицами, зачастую с разных заводов изготовителей, не прошедшее контрольной сборки.
Так, например, из последнего нашего опыта монтажа комплекса холодной прокатки металлургического комбината, включающего Стан 2000, агрегаты АНГЦ и АНО/АНГЦ, оборудование общей массой 17800 тонн поступило:
— деталей массой от 5 до 40 кг - 106000 единиц;
— деталей массой от 50 до 230 кг - 21000 единиц;
— деталей массой от 700 кг до 10 тонн - 5700 единиц;
— деталей массой от 25 до 60 тонн - 30 единиц.    
Такое оборудование требует значительных трудозатрат по комплектации сборочных единиц, сборке узлов (блоков), проведения подгоночных операций.
Разработка индивидуальных нормативов (расценок), как это рекомендовано МДС 81-35.2004 г весьма трудоёмка и экономически нецелесообразна.
В данной ситуации для определения стоимости монтажа мы считаем наиболее правильным применение нормативов ГЭСНм-2001-37, как «поэлементный (подетальный) монтаж, в зависимости от массы оборудования».
Прошу Вас подтвердить возможность применения Сборника ТЕРм-2001-37 «Оборудование общего  назначения» для определения стоимости монтажа оборудования, исходя из фактических условий поставки (как в описанном выше примере оборудования), в зависимости от массы поставляемых деталей, либо дать другие рекомендации, которые позволили бы определить стоимость монтажа оборудования в зависимости от условий поставки.

Указания по применению государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования» и (МДС 81-29.2001) не включены в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Для федеральных строек норматив не подлежит применению до выхода новой редакции.
Для остальных строек рекомендуется пользоваться МДС 81-29.2001 в части, не противоречащей МДС 81-35.2004 и МДС 81-37.2004.
Сборник ГЭСНм-2001-14 «Оборудование прокатных производств», предназначенный для определения сметной стоимости монтажа технологического оборудования прокатных производств, предусматривает установку оборудования на фундаментные болты со сборкой из укрупнённых узлов. Из Вашей информации следует, что оборудование поставляется не укрупнёнными узлами, как это предусмотрено в сборнике на монтаж оборудования, а отдельными деталями различной массы и мелкими сборочными единицами. Комплектование оборудования поставщиками осуществляется от разных заводов-изготовителей. В связи с этим, для определения сметной стоимости комплекса холодной прокатки рекомендуется использование нормативов Отдела 02 (кроме Раздела 6) ГЭСНм-2001-14, предусматривающих индивидуальный монтаж отдельных узлов, агрегатов и станов прокатного оборудования.
Учитывая, что узлы, агрегаты и станы прокатного оборудования поступают деталями, в калькуляциях рекомендуется предусмотреть затраты на сборку деталей массой от 5 до 40 кг, 50 до 230 кг, 700 кг до 10 т, с массой узла до 10 т.
Согласно «Указаниям по применению федеральных единичных расценок на монтаж оборудования» МДС 81-37.2004, п.4.8, в тех случаях, когда в нормативе предусмотрена поставка оборудования в собранном виде или укрупнёнными узлами (блоками), а фактическая поставка осуществляется не в сборе, а «россыпью»:
«— стоимость работ по сборке (досборке) оборудования в процессе монтажа, либо до начала монтажа определяется на основе индивидуальных калькуляций с учётом фактических условий сборки (досборки) оборудования. Дополнительные работы оформляются соответствующим актом и оплачиваются за счёт средств Заказчика».
При установке прокатного оборудования за счёт внебюджетных средств, приказ Минрегиона от 11.04.2008, устанавливающий порядок разработки нормативов и, в том числе, индивидуальных нормативов, распространение не имеет, и это позволяет Заказчику самостоятельно утверждать индивидуальные калькуляции.
Основой сметно-нормативной базы 2001 года являются сборники на монтаж оборудования 1991 года. Подготовка сметно-нормативной базы 1991 года проводилась в соответствии с «Методическими указаниями по пересмотру расценок на монтаж оборудования», утверждёнными Государственным строительным комитетом СССР от 10 февраля 1988 г. № 5-Д. В методические указания включено приложение 16 «Сборник базовых карт на общемонтажные работы», в составе базовых карт на процессы монтажа, являющиеся общими для монтажа оборудования, применяемого в разных отраслях промышленности.
В разработке индивидуальных калькуляций возможно использование трудозатрат и машино-часов из базовых карт Сборника на распаковку, сортировку деталей, установку и сборку узлов с помощью автомобильного и мостового кранов (при этом грузоподъёмность крана принимается по факту), постановку болтов.
Мы согласны с Вашим мнением о разработке индивидуальных нормативов (расценок), как о трудоёмкой и экономически нецелесообразной работе. Кроме этого, разработка нормативов требует профессиональных знаний, особой подготовки и большого количества руководящей, нормативной и другой информации, часто не имеющейся в распоряжении пользователей сметно-нормативной базы.
Учитывая этот факт, а также тот факт, что в обязанности Заказчика входит вопрос обеспечения Подрядчика соответствующими нормативами, позволяющими достоверно определять сметную стоимость монтажа оборудования, Заказчик может принять другое решение и отказаться от разработки индивидуальных калькуляций.
Заказчик вправе подтвердить принятое Подрядчиком предложение о применении Сборника на монтаж оборудования № 37 «Оборудование общего назначения». Руководствуясь тем, что при формировании указанного Сборника в его состав включено простейшее оборудование из 36-и Сборников сметно-нормативной базы 1991 года и, в том числе, Сборника № 14, состав нормативов Сборника № 37 может позволить принять решение о его использовании для определения сметной стоимости монтажа прокатного оборудования.