Наша организация занимается проектированием, изготовлением и возведением сборно-разборных инженерных сооружений связи на болтовых соединениях, выполняемых в виде рамной опоры, монтируем башни на пригруженных опорах, а также решетчатые призмы с растяжками и т. п.
Сметная документация, которая является приложением к договору подряда, составляется на основании действующей сметно-нормативной базы в базисном уровне цен с последующим пересчетом в текущий с применением ежеквартальных индексов, публикуемых Минрегионом.
При верстке итогов следует ли учитывать затраты на прохождение государственной экспертизы на строительство вышеуказанных объектов связи? Каким способом (методом) необходимо воспользоваться для определения затрат на осуществление строительного контроля со стороны заказчика?
Прежде всего следует отметить, что порядок организации и проведения в Российской Федерации государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее – государственная экспертиза), порядок определения размера платы за проведение государственной экспертизы, а также порядок взимания этой платы приведены в «Положении об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденном постановлением правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145.
В разделе VIII вышеуказанного положения, судя по его заголовку, приведено именно то, что вы ищете – расчет размера платы за проведение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для строительства, реконструкции, капитального ремонта жилых объектов капитального строительства.
Кроме того, Министерство регионального развития разъяснило, что сооружения связи легковозводимые, с использованием сборно-разборных конструкций, для которых возможны неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов без потери технических свойств и технологических функций, не относятся к объектам капитального строительства. При этом указано, что при рассмотрении вопроса об отнесении конкретного сооружения к объектам капитального строительства необходимо учитывать в каждом случае его особенности, в том числе технические характеристики, длительность использования, связь с землей (возможность свободного перемещения данных объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению).
Согласно Градостроительному кодексу РФ в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства, выдачи разрешения на строительство не требуется; государственная экспертиза и государственный строительный надзор не проводятся.
Для убедительности таких суждений ниже приводится письмо Минрегиона России от 21 июня 2012 г. № 15319-АП/08, подтверждающее эти тезисы.
Министерство регионального развития
21 июня 2012 г.
Письмо № 15319-АП/08 «Об отнесении сооружений к объектам капитального строительства»
В связи с обращением о разъяснении законодательства о градостроительной деятельности Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках осуществления полномочий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области строительства, установленных пунктами 1 и 5.5 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. № 40, сообщается следующее.
При рассмотрении вопроса об отнесении конкретного сооружения к объектам капитального строительства необходимо учитывать в каждом случае его особенности, в том числе технические характеристики, длительность использования, связь с землей (возможность свободного перемещения данных объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению).
В частности, сооружениями связи, не относящимися к объектам капитального строительства, являются:
1) башни на пригруженных опорах (сборно-разборные сооружения связи в виде опоры, установленной на монолитной плите, отлитой прямо на земле (снят только дерновой слой) либо на подготовленной земляной площадке (снят дерновой слой, произведена песчано-гравийная отсыпка с трамбовкой) с креплением растяжками на пригруженных опорах из заранее изготовленных железобетонных конструкций);
2) сборно-разборные инженерные сооружения на болтовых соединениях с несущей частью, выполняемой в виде рамной опоры, устанавливаемой на гравийную/щебеночную подсыпку либо бетонные плиты, и пригружаемой фундаментными блоками;
3) мачты, представляющие собой сборно-разборные инженерные сооружения (решетчатые призмы), раскрепленные оттяжками, количество которых зависит от высоты подъема мачты, прикрепляемыми к бетонным фундаментным блокам.
У перечисленных сооружений отсутствуют признаки капитальности, а именно: отсутствует прочная связь с землей и заглубленный фундамент; при возведении данных объектов не требуется проведение существенных земляных работ (рытье котлованов); они не связаны с местностью инженерными сетями отопления, горячего/холодного водоснабжения, канализации.
Указанные сооружения связи являются легковозводимыми сборно-разборными конструкциями, для которых возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов без потери технических свойств и технологических функций.
Согласно ч. 3 ст. 49, п. 2 ч. 17 ст. 51 и ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства, выдача разрешения на строительство не требуется, государственная экспертиза и государственный строительный надзор не проводятся.
Просим довести позицию министерства до сведения органов государственного строительного надзора.
Анатолий Попов,
заместитель министра