Хочу разобраться с оплатой труда рабочих, которая заложена в расценках действующей сметной базы 2001. Рассмотрим для примера расценку ФЕР 06-01-015-10 «Армирование подстилающих слоев», где указан средний разряд работы 3,3, а время для укладки сетки на одну тонну составляет 12,64 чел./ч. Тарифная ставка этого разряда составляет 8,85 руб. / 1 чел./ч.
Продолжительность рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе в III квартале 2015 г. составляет 528 часов. Исходя из почасовой оплаты труда вышеуказанного разряда заработная плата данного рабочего составит 8,85 х 528 = 4672,80 руб. за III квартал 2015 г. Конечно же, это оплата труда по состоянию на 1 января 2000 г.
Для пересчета в текущий уровень цен, а именно в уровень цен III квартала 2015 г., мы применяем индексы из письма Минстроя от 13 августа 2015 г. № 25760-ЮР-08 для строительства панельного жилого дома в Ивановской области, который равен 6,04. Далее я пересчитываю общую сумму по зарплате в текущий уровень следующим образом: 4672,80 х 6,04 = 28 223,71 руб. за III квартал 2015 г. Чудесно! Что же получится за один месяц? 28 223,71 : 3 = 9407,90 руб.
Кто же будет работать с «должным качеством и бережным отношением к материалам и оборудованию», как требует того законодательство?
Существенной ошибкой в проведенном анализе является нарушение правил ценообразования. Недопустимо распространение укрупненного сметного норматива (п. 2.4 МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации»), коим является ежеквартальный индекс к СМР, публикуемый в письмах Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации (далее Минстрой России). Подобное использование указанного в вопросе индекса к СМР к статьям затрат ошибочно, а значит, неприемлемо.
В каждом письме обозначено, в каких случаях возможно применение индексов к СМР, приведенных в Приложении 1, в том числе и в упомянутом письме Минстроя России от 13 августа 2015 г. № 25760-ЮР/08.
Сначала нужно обратить внимание на основу, по которой определяются эти индексы. Указанные индексы к СМР рассчитываются по данным ресурсно-технологических моделей, составленным по объектам строительства с учетом регионов, в том числе как для федерального уровня цен (ФЕР-2001), так и регионального (ТЕР-2001). В письме отмечено: «Указанные индексы разработаны к сметно-нормативной базе 2001 г. с использованием данных ФАУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов», ОАО «ПНИИИС», региональных органов по ценообразованию в строительстве с учетом положений письма Госстроя от 27 ноября 2012 г. № 2536-ИП/12/ГС».
Порядок разработки прогнозных (рекомендуемых) индексов изложен в «Методике расчета прогнозных индексов изменения стоимости строительства» (далее ? методика), утвержденной Минрегионом России приказом от 20 августа 2009 г. № 355, и по заключению Минюста РФ от 6 ноября 2009 г. № 01/14342-ДК признано, что настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации.
Данная методика внесена в «Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» (по состоянию на 16 сентября 2015 г.) см. п. 85.
Назначение прогнозных индексов приведено в п. 2 Общих положений методики, а также в письме Минстроя России и оно следующее:
«Индексы предназначены для формирования начальной (максимальной) цены закупок при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета».
В завершение следует отметить еще и то, что в ежеквартальных письмах Минстроя России также выделена следующая особенность применения индексов: «Для взаиморасчетов за выполненные работы указанные индексы не предназначены».
Как же определить затраты по оплате труда, эксплуатации машин и стоимости материалов в текущих ценах? Для этого при составлении сметной документации необходимо применять не индексы к СМР, а дифференцированные индексы по статьям затрат (к оплате труда, к материалам, к стоимости эксплуатации машин и механизмов) к показателям каждой используемой расценки. Или необходимо применять отдельные индексы к затратам по оплате труда, к стоимости эксплуатации машин и материалам по видам строительства, хотя это будут опять несколько укрупненные индексы. Дифференцированные индексы должны разрабатывать местные органы ценообразования в строительстве. Они и утверждаются органами исполнительной власти соответствующего региона.