Сметным отделом нашего проектного института сметы составляются базисно-индексным методом с использованием Сборников ФЕР-2001 и ТЕР-2001. По ряду объектов заказчик выдвинул требование – учесть при проектировании ведение работ в три смены для сокращения сроков строительства – и настаивает на том, что в сметах к оплате труда рабочих-строителей и рабочих, управляющих машинами и механизмами, должен быть применен коэффициент, учитывающий доплату за работу в вечернюю и ночную смены. На основании последнего абзаца п. 1.7. МДС 81-36.2004 и последнего абзаца п. 1.6 МДС 81-37.2004 «часовая оплата труда рабочих-строителей (рабочих-монтажников) и рабочих, управляющих строительными машинами», включает в себя все виды выплат и вознаграждений, входящих в состав фонда оплаты труда». Мы считаем, что применение такого коэффициента неправомерно и доплата за работу в вечернюю и ночную смены учтена расценками сборников. Кто из нас прав? Если прав заказчик, то как учесть в сметах, составленных по сборникам ФЕР-2001 и ТЕР-2001, доплату за работы в вечернюю и ночную смены? Просим также разъяснить, какие конкретно надбавки и выплаты включены в оплату труда рабочих строительных и монтажных организаций, учтенную в расценках Сборников ФЕР-2001 и ТЕР-2001, и не должны учитываться дополнительно.
Если по условиям производства работ и в целях ускорения ввода объекта в эксплуатацию возникла необходимость организации работы в многосменном режиме, что влечет за собой работу в вечернее и ночное время, то дополнительные затраты по оплате труда, связанные с соблюдением требований Трудового кодекса, при проектировании должны быть учтены в главе 9 ССР «Прочие работы и затраты», а при заключении договора подряда вопрос о возмещении подрядчику дополнительных затрат должен быть отражен в одном из пунктов договора. Согласно ст. 149 Трудового кодекса при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (работа в ночное время, в выходные и праздничные дни), работнику производятся доплаты, предусмотренные законодательством, трудовым договором. Оплата работы в ночное время производится в повышенном размере, но не ниже размеров, установленных законами и иными правовыми актами (ст. 154 Трудового кодекса).
Согласно постановлению правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 554 минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22.00 до 6.00 – ст. 96 Трудового кодекса РФ) составляет 20% часовой тарифной ставки (должностного оклада). Данное постановление не отменяет постановления ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. № 194, по которому устанавливается доплата за работу в вечернюю смену в размере 20%, в ночную смену – 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене. Аналогичное положение также отражено в п. 3.16 федерального отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2011–2013 г.
Затраты труда определяются исходя из объемов работ, которые будут выполняться в вечернее и ночное время, по данным ПОС.