При проверке смет, составленных подрядной организацией, у заказчика возник вопрос относительно правильности применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли. Есть письмо Минстроя, обязывающее учитывать в сметах понижающие коэффициенты к накладным расходам? 0,85, а к сметной прибыли? 0,8. В сметах, составленных в базисном уровне цен, нет этих коэффициентов, а также при пересчете в текущий уровень цен они тоже не применяются. Почему? Как правильно применять указанные коэффициенты в сметах?

 

Первое, что хотелось бы подчеркнуть, сославшись на п. 1 ст. 743 Гражданского кодекса (далее – ГК): «Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете».
Отсюда следует, что сметную документацию в составе технической документации передает заказчик подрядчику, а не наоборот.
Видимо, необходимо к вышесказанному добавить еще положение ст. 758 ГК, где приведено следующее: «По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат».
Далее напомню, что в п. 1 ст. 759 ГК сказано: «По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.
Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных, для выполнения проектных и изыскательских работ и вправе отступить от них только с согласия заказчика».
Относительно применения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли Министерством регионального развития РФ было написано немало писем. Так, впервые Минрегион России в письме от 6 декабря 2010 г. № 41099-КК/08 разъяснил порядок применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли в строительстве, который устанавливался с 1 января 2011 г.
Установленный порядок корректировался выпуском последующих писем на эту тему и продолжался до выхода следующих писем Минрегиона России:
– от 15 августа 2012 г. № 21476-ВТ/17, в котором сообщалось, что в соответствии с письмом Министерства юстиции РФ от 20 июля 2012 г. № 01/57704-ЮЛ отзывает письмо от 29 апреля 2011 г. № 10753-ВТ/11;
– от 26 ноября 2012 г. № 29630-ВК/19, в котором сообщалось, что в соответствии с письмом Министерства юстиции РФ от 13 сентября 2012 г. № 01/75002-ЮЛ отзывает письма от 6 декабря 2010 г. № 41099-КК/08, 21 февраля 2011 г. № 3757-КК/08, 17 марта 2011 г. № 6056-ИП/08, 9 июня 2011 г. № 15127-ИП/08, 28 июля 2011 г. № 20246-АП/08 и 24 августа 2012 г. № 22317-ВТ/08.

В связи с поступавшими запросами о порядке применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли в текущем уровне цен Федеральное агентство по строительству и ЖКХ в письме от 27 декабря 2012 г. № 2536- ИП/12/ГС сообщило следующее: «При определении сметной стоимости строительства, реконструкции, ремонта и технического перевооружения объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, на основании нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, к нормативам накладных расходов в текущем уровне цен применяется понижающий коэффициент 0,85, к нормативам сметной прибыли в текущем уровне цен – коэффициент 0,80.
Указанные коэффициенты не распространяются на работы по строительству мостов, тоннелей, метрополитенов, атомных станций, объектов по обращению с облученным ядерным топливом и радиоактивными отходами.
Для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения, дополнительно к указанному понижающему коэффициенту к нормативам накладных расходов применяется коэффициент 0,94. При этом понижающий коэффициент в размере 0,7 к нормативам накладных расходов не применяется.
При применении коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли округление нормативов до целых чисел осуществляется после применения всех коэффициентов. Сметная документация, прошедшая проверку достоверности до выхода настоящего письма, пересчету не подлежит. Одновременно сообщается, что позиция Госстроя, приведенная в настоящем письме, имеет информационно-разъяснительный характер».
Итак, поправочные коэффициенты к нормативам накладных расходов  0,85 и сметной прибыли 0,8 не применяются при составлении сметной документации в базисном уровне цен, они актуальны только для сметной документации, составляемой в текущем уровне цен после 1 января 2011 г.
В случае применения ежеквартальных прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (индексы к СМР), а также  индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, сообщаемых в письмах Министерства строительства и ЖКХ РФ (далее –  Минстрой России) для пересчета сметной стоимости в текущий уровень, корректирующие индексы, указанные выше, применять не нужно.
В ежеквартальных письмах Минстроя России отмечено, что указанные индексы разработаны к сметно-нормативной базе 2001 г. с использованием данных ФАУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов», региональных органов по ценообразованию в строительстве за предшествующий квартал с учетом прогнозного уровня инфляции и учетом положений письма Госстроя от 27 ноября 2012 г. № 2536-ИП/12/ГС.
Кроме этого в п. 2 примечаний к Приложению 1 приведено следующее:
«Индексы на СМР и пусконаладочные работы применяются к базисной стоимости работ, учитывающей прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль».
Следует также помнить и строго соблюдать назначение ежеквартальных индексов, сообщаемых Минстроем России, и оно таково: «Индексы предназначены для формирования начальной (максимальной) цены закупок при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета. Для взаиморасчетов за выполненные работы указанные индексы не предназначены».
Такое назначение и право использования ежеквартальных прогнозных индексов постоянное, о чем сообщается в каждом письме Минстроя России. Так, например, в 2015 г. опубликовано два письма: от 6 февраля 2015 г. № 3004-ЛС/08 – на I квартал 2015 г. и от 26 июня 2015 г. № 19823-ЮР/08 – на II квартал 2015 г.
В письмах более раннего периода, которые публиковал Минрегион России, так же как и в указанных выше письмах, применение индексов пересчета однозначно и оно не менялось, а именно: индексы применяются только для пересчета сметной документации, составленной в базисном уровне цен на стадии определения начальной (максимальной) цены строительства, а для взаиморасчетов их использовать не рекомендуется.