Возникла проблема, и нам необходима помощь в разрешении следующей ситуации, а именно: всегда ли необходимо учитывать коэффициенты стесненности при составлении локального сметного расчета на выполнение строительно-монтажных работ по ремонту проезжей части автомобильных дорог? Возможно, существует какая-то методика или другой нормативный документ на этот счет? У нас в организации нет специалистов, что называется, «старой закалки и формации», а поэтому нам не у кого поучиться.
Нужно запомнить, что применение поправочных коэффициентов для учета особых условий производства работ совершенно не связано с видом работ и местом их проведения. Согласно п. 2.2 МДС 81-35.2004 «сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов; следует учитывать, что нормативы в сторону их уменьшения не корректируются.
Сметными нормами и расценками предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях – стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (высокогорность и др.) – к сметным нормам и расценкам применяются коэффициенты».
Более полную информацию можно получить, ознакомившись со следующими положениями МДС 81-36.2004: «п. 3.1. Сборниками ФЕР предусмотрено выполнение строительных работ в нормальных условиях, не осложненных внешними факторами, при положительных значениях температуры воздуха (как на открытых строительных площадках, так и в закрытых помещениях).
При отрицательных значениях температуры воздуха (когда производство строительных работ осуществляется как на открытых строительных площадках, так и в закрытых помещениях) соответствующие дополнительные затраты учитываются в соответствии с положениями и нормами Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2001).
п. 3.2. Стоимость работ, когда проектом организации строительства (ПОС) и проектом производства работ (ППР) предусмотрено их выполнение в эксплуатируемых зданиях и сооружениях вблизи объектов, находящихся под электрическим напряжением, опасным для человека, и на территории действующих предприятий, имеющих разветвленную сеть транспортных и инженерных коммуникаций и стесненные условия для складирования материалов, а также в других усложняющих условиях при новом строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и расширении действующих предприятий (зданий, сооружений) должна определяться с применением к показателям оплаты труда рабочих-строителей, затратам на эксплуатацию машин и автотранспортных средств, в том числе к оплате труда рабочих, управляющих строительными машинами, а также к затратам труда рабочих-строителей, приведенным соответственно в графах 4, 5, 6 и 8 таблиц единичных расценок сборников ФЕР, коэффициентов, приведенных в Приложении 3 к настоящим Указаниям».
Аналогичные положения в отношении производства ремонтно-строительных работ приведены в п. 3.1 и п 3.2 МДС 81-38.2004.
Из всего вышесказанного очевидно, что удорожание производства работ можно и даже нужно учитывать в сметах, но только в случаях, когда в ПОС или ППР оговорены какие-либо условия, отличные от нормальных. Смотрите ПОС и ППР (ПОКР) – только так и не иначе! Сметчик сам не решает вопрос учета/неучета поправочных коэффициентов к затратам труда и зарплате рабочих, а также ко времени эксплуатации машин, в том числе к зарплате машинистов, поскольку данный вопрос должен найти отражение в проектных решениях. При этом коэффициенты применяются к затратам тех этапов (объемов) работ, которые фактически выполняются в более сложных производственных условиях.