Является ли проектной документацией (согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ) техническая документация, оформленная по договору подряда по оказанию услуг по сбору исходных данных для разработки эскизного проекта? Распространяется ли на эту техническую документацию действие Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87?
Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12,2004 № 190-ФЗ не предусматривается разработка предпроектной документации для объектов капитального строительства. Кроме того, пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации».
Таким образом, предпроектная документация не является предметом государственной экспертизы.
Вместе с тем во многих законодательных и нормативно-правовых актах прослеживается прямо или косвенно, что такая документация существует, например:
а) статьей 12 «Права архитектора и юридического лица» Федерального закона от 17.11.95 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», в том числе установлено:
«Архитектор и юридическое лицо на основании договора с заказчиком (застройщиком) имеют право:
запрашивать и получать от соответствующих органов архитектурно-планировочное задание, иные сведения и исходные документы, необходимые для предпроектных исследований, проектирования и строительства архитектурного объекта;...»;
б) частью 1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено:
«Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию».
Совершенно очевидно, что к указанному заявлению должны быть приложены соответствующие исследования и обоснования, являющиеся предметом «обсуждения на общественных слушаниях», которые проводятся в соответствии с частью 2 этой статьи;
в) согласно положению пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЭ «Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные е предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты».
До настоящего времени состав и содержание указанного «ТЭО проекта строительства» нормативными актами не установлены.
Практика показывает, что в случае отсутствия «утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности», «ТЭО проекта строительства» по объему текстовых и графических материалов приближается к подготовке примерной «Схемы планировочной организации земельного участка»;
г) согласно положению части б статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации «В случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик обязан предоставить такому лицу: ...
3) технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения)».
При этом согласно части 9 этой статьи Кодекса указанные технические условия должны быть выданы не позднее чем за 30 дней до дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства.
В соответствии с пунктом 8 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, в запросе о представлении технических условий необходимо, в том числе, указать:
«...- необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно- технического обеспечения...
планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации)».
Очевидно, что указанные сведения без проведения предпроектных расчетов представить невозможно.
Исследования показывают, что не менее чем в 20 законодательных и нормативных правовых актах указывается на необходимость решения ряда вопросов на предпроектной стадии, при этом упоминается «предпроектная документация».
Нормы Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 не распространяются на консультационные услуги, оформленные в виде пакета документов исходных данных для проектирования, Перечня нормативно-технических документов по заданной тематике, заключения по оценке тендерных предложений, расчетов нагрузок для запросов технических условий, выписки из кадастровых планов, материалов для проведения общественных слушаний и т.п., в том числе, и на документацию по оказанию услуг по сбору исходных данных для разработки эскизного проекта.