Занимаемся определением сметной стоимости реконструкции котельной. Проектом предусмотрено полное удаление старых монолитных железобетонных фундаментов и устройство новых, разборка кирпичных перегородок, а также из стеклоблоков, замена бетонных полов на пол из торцовой шашки, чугунных плит и устройство новых бетонных. Одним словом, при реконструкции возникает большое количество строительного мусора, который мешает производству работ, и он подлежит сбору и вывозу с объекта.
Как можно определить массу строительного мусора? Какие основания послужат подтверждением тому, что эти работы подлежат оплате заказчиком и не являются обязанностью подрядчика?
При определении массы строительного мусора, полученного при разборке каменных, бетонных, железобетонных конструкций и отбивке штукатурки, объемная масса принята 1,8 т/куб. м в рыхлом состоянии. Проектный же институт принимает вывозку строительного мусора от разборки ж/б конструкций из расчета 1,8 т/куб. м конструкций в плотном теле. В итоге у нас разногласия по поводу определения объема вывозимого мусора. Так как же правильно считать – в рыхлом состоянии или в плотном теле?
Учтены ли в сметных нормах затраты на погрузку и вывоз с площадки строительного мусора от разборки конструкций?
Ответ на ваш вопрос содержится в положении п. 4.10 «Указаний по применению федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы» (ФЕРр-2001) МДС 81-38.2004, которые приняты и введены в действие с 9 марта 2004 г. постановлением Госстроя России от 9 марта 2004 г. № 37, где приведено следующее: «В ФЕРр не учтены затраты по погрузке и вывозке строительного мусора и материалов, негодных для дальнейшего применения, получаемых при разборке конструктивных элементов зданий и сооружений и инженерно-технологического оборудования. Эти затраты должны определяться исходя из действующих тарифов на перевозки грузов для строительства, массы мусора в тоннах и расстояний отвозки его от строительной площадки до места свалки с отражением затрат в локальных сметах.
Объемная масса строительного мусора должна приниматься усредненной по следующим нормам:
– при разборке бетонных конструкций – 2400 кг/куб. м;
– при разборке железобетонных конструкций – 2500 кг/куб. м;
– при разборке конструкций из кирпича, камня, отбивке штукатурки и облицовочной плитки – 1800 кг/куб. м;
– при разборке конструкций деревянных и каркасно-засыпных – 600 кг/куб. м;
– при выполнении прочих работ по разборке (кроме работ по разборке металлоконструкций и инженерно-технологического оборудования) – 1200 кг/куб. м.
Примечание:
– объемные массы строительного мусора от разборки строительных конструкций приведены из учета их в плотном теле конструкций;
– масса разбираемых металлоконструкций и инженерно-технологического оборудования принимается по проектным данным».
Приведенные выше объемные массы строительного мусора от разборки конструкций учитываются также и при составлении сметной документации на реконструкцию зданий и сооружений.
Ниже приведено письмо Минрегиона Российской Федерации, где дан ответ в отношении затрат на погрузку и вывоз строительного мусора, полученного на объекте от разборки деталей и конструкций.
Министерство регионального развития РФ
Письмо от 6 ноября 2008 г. № 28510-СМ/08
О затратах на погрузку и вывозку строительного мусора, полученного от разборки, пробивки отверстий и борозд и смены конструкций
Министерством регионального развития Российской Федерации рассмотрено обращение и по поставленным вопросам сообщается следующее.
В соответствии с п. 1.4 раздела 1 «Общих указаний» технической части сборника ГЭСН-2001-46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений» в нормах сборника наряду с работами, перечисленными в составах работ, учтены затраты на уборку отходов и мусора, полученных при разборке, и транспортировку их на расстояние до 50 м от реконструируемого объекта.
Учитывая изложенное, нормы сборника не учитывают погрузку и вывозку строительного мусора, полученного от разборки, пробивки отверстий и борозд и смены конструкций за пределы стройки, в связи с чем указанные затраты следует учитывать дополнительно.
Директор
департамента регулирования
градостроительной деятельности
С. Малышев