Согласно договору подряда на выполнение строительных работ на возводимом объекте на основании проекта организации строительства наша организация выполнила работы по устройству временных строительных площадок и подъездных автодорог. Конструктив временных внутриплощадочных проездов и площадок сделан из железобетонных плит по слою песка и щебня. По мере завершения строительства объекта возникла необходимость разобрать построенные временные автодороги и площадки. При этом на основании акта, подписанного заказчиком и подрядчиком, материалы и изделия, полученные от разборки,  признаны непригодными для повторного применения.
      Нам известно, что в случаях, когда нет возможности использовать или реализовать попутно добытые материалы от разборки, тогда их стоимость не показывается в возвратных суммах. Однако [в документах] не указано, за счет каких средств осуществляется доставка этих материалов к месту утилизации или временного складирования. Так все-таки за счет каких затрат осуществляется вывоз и утилизация непригодных материалов и конструкций со строительной площадки к месту утилизации? Заказчик настаивает, что эти затраты оплачиваются из суммы средств, предусмотренных в сметах на накладные расходы подрядной организации. Мы, подрядчики, в корне не согласны с таким мнением заказчика. Что нам делать?

 

     В п. 3.5 «Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений» ГСН 81-05-01-2001 написано: «Затраты по разборке временных зданий и сооружений оплачиваются при их ликвидации. Возвратные суммы от реализации материалов, деталей, оборудования и производственно-хозяйственного инвентаря, получаемые от разборки находящихся на балансе заказчика временных зданий и сооружений, определяются расчетами, учитывающими реализацию этих материалов и деталей в текущем уровне цен (за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования)».
     При этом необходимо отметить, что «Материалы и конструкции, получаемые от разборки временных зданий и сооружений, приходуются бухгалтерией заказчика и реализуются подрядчику при его согласии (3.6. ГСН 81-05-01-2001).
     Кроме этого не лишним будет напомнить положения п. 4.12 «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004), в котором приведен порядок определения возвратных сумм. И этот порядок следующий.
     «В случаях, когда в соответствии с проектными решениями осуществляются разборка конструкций или снос зданий и сооружений по конструкциям, материалам и изделиям, пригодным для повторного применения, за итогом локальных сметных расчетов (смет) на разборку, снос (перенос) зданий и сооружений справочно приводятся возвратные суммы (суммы, уменьшающие размеры выделяемых заказчиком капитальных вложений).
     Эти суммы не исключаются из итога локального сметного расчета (сметы) и из объема выполненных работ. Они показываются отдельной строкой под названием «В том числе возвратные суммы» и определяются на основе приводимых также за итогом расчета (сметы) номенклатуры и количества получаемых для последующего использования конструкций, материалов и изделий. Стоимость таких конструкций, материалов и изделий в составе возвратных сумм определяется по цене возможной реализации за вычетом из этих сумм расходов по приведению их в пригодное для использования состояние и доставке в места складирования.
     Стоимость материалов, получаемых в порядке попутной добычи (камень, щебень, песок, лес и др.), при наличии возможности их реализации рекомендуется учитывать по сложившимся в регионе ценам.
     В случае невозможности использования или реализации материалов от разборки или попутной добычи их стоимость в возвратных суммах не учитывается.
     Конструкции, материалы и изделия, учитываемые в возвратных суммах, рекомендуется отличать от так называемых оборачиваемых материалов (опалубка, крепление и т. п.), применяемых в соответствии с технологией строительного производства по нескольку раз при выполнении отдельных видов работ».
     К тому же согласно письму № 25826-СМ/08 Министерства регионального развития РФ от 10 октября 2008 г. за итогом сводного сметного расчета стоимости строительства рекомендуется указывать возвратные суммы, учитывающие стоимость от реализации заказчиком материалов и деталей, полученных от разборки временных зданий и сооружений, определяемые расчетами по ценам возможной реализации за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставки в места складирования.
     Согласно п. 3.1.2 «Положения о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации» заказчик должен сообщать в исходных данных для проектирования установленные места складирования и вывоза грунта, мусора, материалов от разборки, рубки насаждений, непригодных для вторичного использования, карьеров для завоза недостающего грунта, точки подключения. Он же передает разрешения на подключение к действующим сетям энергоснабжения, водоснабжения, канализации и др. На основе этих данных определяется расстояние вывозки со строительной площадки грунта и строительного мусора.
     Затраты по погрузке и вывозке строительного мусора и материалов, негодных для дальнейшего применения, получаемых при разборке конструктивных элементов зданий и сооружений и инженерно-технологического оборудования, должны определяться, исходя из действующих тарифов на перевозки грузов для строительства, массы мусора в тоннах и расстояний отвозки его от строительной площадки до места свалки с отражением затрат в локальных сметах (см. п. 3.3.4. МДС 81-36.2004 и п. 4.10. МДС 81-38.2004). Затраты по оплате талонов на утилизацию строительного мусора на свалке и квартальная плата за загрязнение природной среды при вывозке мусора оплачиваются дополнительно. Для размещения отходов предварительно следует получить заключение органа Роспотребнадзора. Оплату этих затрат следует производить по фактическим платежам. Затраты на приемку и переработку мусора на полигонах определяются по ценам на эти услуги специализированных организаций. Мусор на свалки принимают по оплаченным талонам, на основании которых можно определить затраты на его обработку. Если утилизацию мусора выполняет подрядная организация, то эти затраты определяются на основании калькуляции.
     Средства на покрытие указанных платежей учитываются в главе 9 «Прочие работы и затраты», в графах 7 и 8 сводного сметного расчета стоимости строительства.
     В случае отсутствия указанных средств в сводном сметном расчете оплата платежей производится за счет средств на непредвиденные работы и затраты заказчика.
     За счет статьи «Расходы на организацию работ на строительных площадках» накладных расходов строительных организаций оплачиваются затраты, связанные с уборкой, очисткой и вывозом строительного мусора (технологического мусора) при производстве работ по возведению новых конструктивных элементов (см. Приложение 6 Перечня статей затрат накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004).