Открытое акционерное общество «Трансинжстрой» в соответствии с контрактом (договором подряда) от 9 октября 2002 г. № 86 по генеральному подряду с ГУП «Московский метрополитен» (заказчик) осуществляет строительство Строгинского участка Митинско-Строгинской линии Московского метрополитена от станции «Строгино» до станции «Парк Победы».
Договорными условиями контракта (договора подряда) от 9 октября 2002 г. № 86 и соответствующими дополнительными соглашениями к нему было предусмотрено по этой стройке производить расчеты за временные здания и сооружения по установленной «Сборником сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений» ГОН 81-05-01-2001 норме (метрополитены – 6%). Изменение этого порядка расчетов за временные здания и сооружения до окончания строительства договорными условиями не предусмотрено.
Нормы указанного Сборника (ГОН 81-05-01-2001) обязательны для всех предприятий и организаций (независимо от принадлежности и форм собственности), осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов.
Однако при оплате выполненных работ за октябрь 2008 г. по форме № КС-3 заказчик – ГУП «Московский метрополитен» – и ГУ города Москвы «Управление капитального строительства» – государственный заказчик по представлению Счетной палаты РФ от 28 октября 2008 г. № ПР11-164/11-03 ссылкой на нарушение требований Госстроя России, Главценообразования Минстроя России и МДС 81-35.2004 в нарушение договорных обязательств произвели удержание стоимости возвратных материалов при ликвидации временных зданий и сооружений в сумме 5 302 210 руб. 94 коп. с НДС.
По сообщению заказчика – ГУП «Московский метрополитен», из-за отсутствия при расчетах за выполненные работы в текущих ценах нормативов возвратных сумм указанная сумма рассчитана им, исходя из максимального размера возвратных сумм – 15%, принятого по норме сметно-нормативной базы 1984 г.
Факт удержания указанной суммы подтверждается прилагаемыми к расчету взыскиваемой денежной суммы копиями документов.
ОАО «Трансинжстрой» не может согласиться с законностью и обоснованностью удержанной с оплаты выполненных за октябрь 2008 г. работ по следующим основаниям. Во-первых, действующими нормативными документами ценообразования в строительстве в РФ фиксированный размер возвратных сумм от разборки временных зданий и сооружений не предусмотрен.
С выходом «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004), на которую имеется ссылка в представлении Счетной палаты РФ, утратил силу «Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной документации» СП 81-01-94, согласно которому (п. 13.6.6) в сметную документацию необходимо было включать возвратные суммы, учитывающие стоимость «материалов и деталей, получаемых от разборки временных зданий и сооружений, в размере 15% сметной стоимости временных зданий и сооружений...».
Во-вторых, такие действия заказчика и государственного заказчика по удержанию с ОАО «Трансинжстрой» возвратных сумм от разборки временных зданий и сооружений противоречат нормам «Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений» ГСН 81-05-01- 2001, пунктами 3.5 и 3.6 которого предусмотрено:
«3.5. Возвратные суммы от реализации материалов, деталей, оборудования и производственно-хозяйственного инвентаря, получаемые от разборки находящихся на балансе заказчика временных зданий и сооружений, определяются расчетами, учитывающими реализацию этих материалов и деталей в текущем уровне цен (за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования).
3.6. Материалы и конструкции, получаемые от разборки временных зданий и сооружений, приходуются бухгалтерией заказчика и реализуются подрядчику при согласии.
В-третьих, действующей «Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004), на которую ссылается в своем представлении Счетная палата, установлено, что «разногласия по вопросам применения сметных нормативов подлежат рассмотрению уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства».
Согласно постановлению правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. № 40 «Об утверждении положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации» Минрегион России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, в полномочия которого (п. 5.2.7.2 Положения) входит устанавливать «порядок разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности».
На обращение ОАО «Трансинжстрой» в Минрегион России за разъяснением данного вопроса получен однозначный ответ, что «действующими нормативными документами МДС 81-35.2004 и ГСН 81-05-01-2001 не предусмотрен фиксированный размер возвратных сумм от реализации материалов за разборку титульных временных зданий и сооружений и, соответственно, требование об удержании возвратных сумм в размере 15% от стоимости титульных временных зданий и сооружений, не преду-смотренных договором подряда, является необоснованным».
В-четвертых, некорректной является ссылка заказчика и Счетной палаты РФ в обоснование своей правовой позиции на письмо Главценообразования Минстроя России от 19 января 1995 г. № 12-13 «О праве заказчика при расчетах за временные здания и сооружения удерживать в качестве возвратной суммы 15% этих зданий и сооружений в текущем уровне сметных цен» со ссылкой на письмо Госстроя России от 29 декабря 1993 г. № 12-349.
С введением в действие с 1 июля 1999 г. постановлением Госстроя России от 26 апреля 1999 г. № 31 «Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-1.99) утратило силу письмо Госстроя России от 29 декабря 1993 г. № 12- 349, которым с 1 апреля 1994 г. был введен «Порядок определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях рыночных отношений».
Эти Методические указания (МДС 81-1.99) также утратили силу с введением в действие с 9 марта 2004 г. постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1 «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35. 2004).
В-пятых, отсутствует сам факт разборки временных зданий и сооружений, оприходования бухгалтерией заказчика получаемых от разборки материалов и конструкций и их реализация ОАО «Трансинжстрой» при его согласии.
Таким образом, ОАО «Трансинжстрой» считает, что в нарушение требований ст. 740 Гражданского кодекса РФ и контракта от 9 октября 2002 г. № 86 ГУП «Московский метрополитен» и ГУ города Москвы «Управление капитального строительства» с оплаты выполненных за октябрь 2008 г. работ произвели необоснованное удержание стоимости возвратных материалов от разборки временных зданий и сооружений в сумме 5 302 210 руб. 94 коп. с НДС, чем нарушили обязательства по уплате обусловленной цены за выполненные работы, а также права и законные интересы ОАО «Трансинжстрой».
Прошу вас дать разъяснение по данному вопросу.
С введением в действие с 9 марта 2004 г. постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ «Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной документации» (СП 81-01-94), согласно п. 13.6.6 которого в сметную документацию необходимо было включать возвратные суммы, учитывающие стоимость материалов и деталей, получаемых от разборки временных зданий и сооружений, в размере 15% сметной стоимости временных зданий и сооружений, утратил силу.
При определении размера средств на строительство временных зданий и сооружений следует руководствоваться «Методикой определения стоимости строительной продукции на территории РФ» (МДС 81-35.2004) и Сборником сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСП 81-05-01-2001).
Положения, приведенные в этих нормативно-методических документах, обязательны для всех предприятий независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с п. 4.84 «Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ» (МДС 81-35.2004) расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения. При этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме – в соответствии с договорными условиями. Согласно п. 3.3 Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСП 81-05-01-2001) порядок расчетов за временные здания и сооружения, установленный между заказчиком и подрядчиком, должен применяться от начала и до окончания строительства.
«Методикой по определению стоимости строительной продукции на территории РФ» (МДС 81.35-2004) вопросы, связанные с возвратными суммами от реализации материалов, деталей оборудования, получаемыми от разборки временных зданий и сооружений, не оговорены.
В п. 3.5 Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001) указано, что «возвратные суммы от реализации материалов, деталей, оборудования и производственно-хозяйственного инвентаря, получаемые от разборки находящихся на балансе заказчика временных зданий и сооружений, определяются расчетами, учитывающими реализацию этих материалов и деталей в текущем уровне цен (за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования)». При этом фиксированный размер возвратных сумм от разборки временных зданий и сооружений не предусмотрен. Следовательно, размер сумм от реализации материалов, деталей, оборудования, производственно-хозяйственного инвентаря, получаемых от разборки временных зданий и сооружений, должен определяться расчетом.
Учитывая изложенное, центр не может согласиться с действиями заказчика по необоснованному удержанию стоимости возвратных материалов от разборки временных зданий и сооружений и предлагает обжаловать их в установленном действующим законодательством порядке.