Наша организация производит работы по монтажу резервуаров на объекте федерального финансирования.
По проекту данные резервуары подземные в мокрых грунтах. Назначение резервуаров - хранение жидкости - воды. Согласно проекту конструкции резервуаров изготавливаются по типовым проектам 704-1-164.83 Альбом 1 и ТП 704-1-158.83, ТП 704-1-164.83 Альбом III «Резервуары стальные горизонтальные цилиндрические для хранения нефтепродуктов емкостью 100 м3». Учитывая, что резервуары подземные, проектировщик дополнил типовой проект доработкой, а именно дополнительной установкой ребер жесткости. Изготовление резервуаров выполняет наша организация.
В сметной документации стоимость резервуара учтена ценой конструкции ТСЦ 201-0398 (ФССЦ 201-0398) «Конструкции строительные стальные резервуаров вертикальных цилиндрических для нефти и нефтепродуктов для эксплуатации в районах с температурой -40°С и выше, объемом: 100 м3 РВ 100-02-СП».
При проверке сметы, экспертизой выставлено замечание о замене стоимости резервуара на ТСЦ 201-0708 (ФССЦ 201-0708) «Габаритные емкости для хранения жидкостей и газов (без арматуры) поставляемые целиком, круглого сечения, масса изделия свыше 3 т». Экспертиза обосновывает это тем, что в нем хранится жидкость - вода. Считаем замену конструкции не обоснованной.
В связи с этим возникли вопросы:
1.    Права ли экспертиза при замене расценок?
2.    Должен ли подрядчик дополнительно в смете учесть монтаж конструкций ребер жесткости?

 

Из Вашего письма следует, что при возведении резервуаров для хранения жидкости - воды принят проект конструкции резервуаров, изготавливаемых по типовым проектам 704-1-164.83 Альбом 1 и ТП 704-1-158.83, ТП704-1-1-164.83 Альбом III, «Резервуары стальные горизонтальные цилиндрические для хранения нефтепродуктов ёмкостью 100 м3».
Если на объекте федерального финансирования договором на возведение резервуаров приняты и утверждены Заказчиком указанные проекты, несмотря на то, что в данном случае, резервуары предназначаются для воды, а проекты - для нефтепродуктов, принятое решение является закономерным. Учитывая этот факт, стоимость работ по изготовлению резервуаров определяется с учётом затрат на изготовление резервуаров для нефтепродуктов, и стоимость на изготовление резервуаров должна определяться по соответствующей цене резервуаров для нефтепродуктов.
В Вашем случае речь идёт о ёмкостях, на которые распространяется действие Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением ПБ 03-576-03 и на резервуары, изготавливаемые в соответствии с требованиями типовых проектов ТП 704-1-158.82. 704-1-164.83 - ОСТ 26 291-94 «Сосуды и аппараты стальные сварные. Общие технические условия» и ТУ 3615-002-23465486-06 «Аппараты ёмкостные и их блоки. Технические условия».
Согласно ПБ 03-576-03 к конструкциям сосудов предъявляются требования, обеспечивающие надёжность и безопасность эксплуатации в течение расчётного срока, возможность проведения технического освидетельствования, очистки, промывки, полного опорожнения, продувки, ремонта, эксплуатационного контроля металла и соединений. К сварным швам и их расположению предъявляются особые требованию согласно пункту 2.4 Правил. Продольные швы контролируются методом радиографии или ультразвуковой дефектоскопии в объёме 100%, приварка к корпусу сосуда внутренних и внешних устройств осуществляется при условии предварительной проверки швов радиографическим контролем или ультразвуковой дефектоскопией и т.д.
По ОСТ 26 291-94 предъявляются требования к материалам согласно приложению, прибавки к расчётной толщине металла для компенсации коррозии и т.д.
По нашему мнению, лимит средств, в случае определения цены предлагаемой экспертизой, не позволяет качественно изготовить резервуары согласно проектам, принятым по договору.
Федеральным сборником сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве, часть II «Строительные конструкции и изделия» неслучайно предусмотрены цены как на конструкции для хранения жидкостей и газов, габаритные ёмкости, поставляемые целиком (201-0708) так и конструкции резервуаров стальных для нефтепродуктов (201-0398).
Решение экспертизы по замене цены резервуаров по федеральному сборнику не предоставляет возможности подрядной организации выполнить работы в соответствии с проектом, и тем самым объект федерального значения не будет отвечать поставленной перед ним задаче.
Вместе с тем, как известно, перед экспертизой стоит задача не снижения стоимости объектов строительства, а контроль по применению и выполнению всех требований нормативных и руководящих документов, используемых при выполнении строительно-монтажных работ.
Создание со стороны экспертизы факторов для невыполнения условий проекта относится к противоправным действиям со стороны представителей экспертизы и может привести к разбирательству в арбитражном суде.
В свою очередь, Заказчику, как заинтересованному лицу, рекомендуется встать на защиту своего проекта и потребовать от представителя экспертизы изменений в части неправомерно принятого решения. При этом экспертизе необходимо напомнить о том, что наряду с Заказчиком и Подрядчиком она является равноправным участником инвестиционного процесса и заинтересована в качестве выполняемых работ.
По результатам анализа работы специализированной компании ООО «ТЕПЛОКОР-М» (г. Москва) по изготовлению резервуаров для нефтепродуктов объёмом 100 м1 по типовым проектам 704-1-158.82 и ТП704-1-164.83 стоимость резервуаров на 01.01.2011, руб. по климатическому исполнению 1 составляет:
Объём, м3    Масса, кг    Стоимость, с НДС    Стоимость, без НДС
100    6700    482400    408813,56
100    6780    488000    413559,32
100    7200    518400    439322,03
100    7280    524100    444152,54

Стоимость изготовления 1 кг резервуара составляет 61 руб. без НДС.
При расчёте стоимости резервуара по предлагаемой экспертизой позиции - 201-0708, цена резервуара массой 7200 кг в уровне цен на 01.02.2011 года составит:
10730,85 руб. х 7,2 т х 3,78 = 292050,81 руб., где
10730,85 руб. - цена конструкций для хранения жидкостей за 1 т на 01.01.2000 г.;
7,2 т - масса резервуара;
3,78 - индекс пересчёта в уровень цен на 01.02.2011 г.
Цена 1 кг конструкции равняется - 40,56 руб.
Цена резервуара для нефтепродуктов по позиции 201-0398 на 01.01.2000 г. составляет 117064,66 руб. за штуку, а в уровне цен на 01.02.2011 г. - 442504,41 руб.
Цена 1 кг устанавливаемого резервуара с учётом его массы - 61,46 руб.
Цены федерального сборника, так же как и все нормы сметно-нормативной базы 2001 года, разработаны с учётом среднеотраслевого уровня организации строительного производства, техники и технологии на основе анализа ряда проектов с их усреднением.
Если сопоставить стоимость изготовления 1 кг резервуара специализированной компанией с ценой по позиции 201-0398 федерального сборника, то результаты окажутся сопоставимыми. Учитывая, что затраты по изготовлению резервуаров с учётом позиции федерального сборника 201 -0708 значительно ниже, чем для изготовления резервуаров, для нефтепродуктов, считаем предложение экспертизы неприемлемыми.
По нашему мнению, решение экспертизы должно быть отменено, как ошибочное. Стоимость конструкций резервуаров определяется по подразделу федерального сборника - конструкции резервуарные, рулонированные. Учитывая, что резервуары подземные устанавливаются в мокрых грунтах и проекты требуют доработки в части установки рёбер жёсткости, то в сметной документации рекомендуется затраты на монтаж конструкций жёсткости учитывать дополнительно.