Управление судебного департамента выполняет функции государственного заказчика по объекту «здание Санкт-Петербургского городского суда», финансируемого из федерального бюджета. При исполнении государственного контракта возникли разногласия по определению сметной стоимости и расчетов за выполненные работы с подрядной организацией (ФГУП «ГУССТ № 3 при Спецстрое России»).
В соответствии с условиями государственного контракта локальные сметные расчеты составляются в единичных расценках ТЕР СПб-2001 с применением индекса, утвержденного Федеральным агентством по строительству и ЖКХ для перехода в цены II квартала 2007 г. (индекс на СМР к ТЕР-2001) = 4,1, с последующим переходом к текущим ценам отчетного периода с применением прогнозного индекса-дефлятора, утвержденного Министерством экономического развития РФ.
Подрядчик при составлении локальных сметных расчетов и расчетов за выполненные работы стоимость основных строительных материалов, изделий и конструкций включает по средним территориальным текущим сметным ценам по сборнику средних сметных цен (ССЦ) на дату выполнения работ. Для определения сметной стоимости и стоимости выполненных работ в текущих ценах II квартала 2007 г. стоимость основных строительных материалов, определенных по ССЦ, делим на прогнозный индекс-дефлятор Министерства экономического развития РФ, а для перехода в базовые цены 2001 г. полученную стоимость на II квартал 2007 г. делим на инд. = 4,1.
Государственный заказчик предлагает следующий порядок включения стоимости основных материалов в локальные сметные расчеты и расчеты за выполненные работы. Средние территориальные текущие цены на строительные материалы по ССЦ на дату выполнения работ привести в базовые цены 2001 г. по индексу Министерства регионального развития РФ на СМР к ТЕР-2001 по статье «материалы» на дату выполнения работ, а в текущие цены – по инд. = 4,1, умноженному на прогнозный индекс-дефлятор Министерства экономического развития РФ.
Стоимость материалов, включаемых в локальные сметные расчеты и расчеты за выполненные работы, определяется по следующей формуле: СМАТ = СМАТ (ССЦ)/5,29 Х 4,1 Х 1,12 Х 1,086, где:
СМАТ (ССЦ) – средние территориальные текущие сметные цены по сборнику средних сметных цен (ССЦ) на дату выполнения работ;
5,29 – индекс Министерства регионального развития РФ на СМР к ТЕР-2001 по статье «материалы» на дату выполнения работ;
4,1 – индекс Федерального агентства по строительству и ЖКХ для перехода в цены II квартала 2007 г. (индекс на СМР к ТЕР-2001);
1,12 и 1,086 – прогнозные индексы-дефляторы Министерства экономического развития РФ для перехода от цен 2007 г. в цены 2009 г.
Просим дать разъяснение, какой из вышеуказанных расчетов следует применить при составлении локальных сметных расчетов и расчетов за выполненные работы.
На ваш запрос о составлении сметных расчетов и расчетах за выполненные работы Санкт-Петербургский региональный центр сообщает следующее.
1. Порядок составления сметных расчетов определяется заказчиком при выдаче задания на проектирование проектной организации и в конкурсной документации при организации подрядных торгов по выбору подрядной организации. При этом заказчик согласно п. 5.3. приказа Федерального агентства по строительству и ЖКХ от 2 июля 2007 г. № 188 «О требованиях к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» может дать указание проектной организации о составлении сметы как в одном – базисном уровне цен по состоянию на январь 2000 г., так и в двух уровнях цен: базисном на 1 января 2000 г. и текущем уровне цен – на момент выдачи заключения экспертизы. В дальнейшем заказчик может произвести перерасчет текущей стоимости, например, на момент проведения торгов или на момент заключения договора подряда.
Текущая цена, зафиксированная заказчиком на определенный момент времени (в вашем случае – II квартал 2007 г.) нужна прежде всего заказчику для контроля расходования выделенных средств путем ведения накопительной ведомости в сопоставимом уровне цен и определения объемов незавершенного строительства.
2. Подрядчику цены в уровне II квартала 2007 г. в принципе нужны только при заключении договора подряда, и его в большей степени интересует механизм возмещения понесенных им затрат в текущем уровне цен на момент выполнения работ. Данный вопрос в целом отражен в п. 3.7 государственного контракта, где определено, что «расчеты за выполненные работы составляются на основе сметных расчетов. Сметные расчеты составляются в единичных расценках ТЕР СПб-2001 с применением индекса, утвержденного Федеральным агентством по строительству и ЖКХ для перехода в цены II квартала 2007 г., с последующим переходом к текущим ценам 2008 г. с применением прогнозируемого индекса-дефлятора, утвержденного Министерством экономического развития РФ. Стоимость материалов подтверждается счетами (прайс-листами), представленными подрядчиком».
Последнее предложение констатирует тот факт, что и заказчик, и подрядчик в расчетах за выполненные работы будут использовать текущие цены на материалы в момент расчета за их выполнение. Данный подход полностью соответствует рекомендациям, изложенным в п. 2.17 и 2.18 раздела 2 «Общих указаний по применению территориальных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы. Издание II, переработанное и дополненное»:
2.17. Составление сметной документации с применением ТЕР-2001 может осуществляться в базисном (на 1 января 2000 г.) и текущем уровнях цен. Для учета роста стоимости строительства, вызванного инфляционными факторами в период действия Единичных расценок, может использоваться базисно-индексный метод определения стоимости строительства, основанный на применении индексов цен по видам и комплексам работ и объектам строительства, разрабатываемых для условий г. Санкт-Петербурга Региональным центром по ценообразованию в строительстве к базисному уровню цен на 1 января 2000 г.
2.18. Стоимость материалов, изделий и конструкций, не включенных в стоимость прямых затрат по базисным ТЕР и приводимых отдельной строкой непосредственно в единичных расценках с указанием кода, наименования и расхода на измеритель расценки, принимается непосредственно в текущем уровне цен по условиям поставки (комплектации) либо в текущих ценах по данным журнала «Сметные цены в строительстве» (ССЦ) или путем индексации базисной стоимости на 1 января 2000 г. Фактические текущие цены строительных ресурсов подтверждаются соответствующими расчетно-платежными документами и данными складского и производственного учета.
3. Практика обратного перехода от текущих к базисным ценам, в том числе к ценам на материальные ресурсы, является общепринятой. В п. 3.4 раздела 3 «Общих указаний по применению территориальных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы. Издание II, переработанное и дополненное» сообщается: «При отсутствии данных о стоимости тех или иных ресурсов по состоянию на 1 января 2000 г. допускается их определение путем деления текущих сметных цен на индексы данного периода к ценам по состоянию на 1 января 2000 г.». Аналогичное разъяснение есть и в п. 6.4 раздела 6 «Указаний по применению Федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (ФЕР-2001) МДС 81-36.2004».
При перерасчетах от текущей к базисной цене на материалы и обратно от базисной к текущей цене на тот же самый материал должна быть получена одинаковая стоимость. Рекомендуем осуществлять переход от текущих цен на ресурсы к базисному уровню на 1 января 2000 г. следующим образом.
1. Переход от текущих цен к уровню цен на II квартал 2007 г. осуществлять, поделив текущую стоимость на прогнозный индекс-дефлятор Министерства экономического развития РФ (в 2008 г. – 1,12, в 2009 г. – 1,086).
2. Переход от цен II квартала 2007 г. к базисным ценам на 1 января 2000 г. осуществлять, поделив стоимость в уровне цен II квартала 2007 г. на индекс Федерального агентства по строительству и ЖКХ (письмо от 9 апреля 2007 г. № СК-1395/02) на СМР к ТЕР Санкт-Петербурга, равный 4,1.
3. Обратный переход осуществлять с применением тех же самых индексов и индексов-дефляторов.
Учитывая вышеизложенное, следует признать действия подрядчика по переходу от текущих к базисным ценам более логичными и правильными. В расчете заказчика есть неточности. Применив для перехода в базисный уровень цен на 1 января 2000 г. К = 5,29, заказчик для перехода к текущему уровню цен должен был применить тот же самый коэффициент, равный 5,29, но никак не 4,1.