Проектом на реконструкцию автомобильной дороги предусмотрено устройство монолитных железобетонных подпорных стен, т. е. с учетом затрат на так называемые противооползневые мероприятия.  Необходимых нормативов в сборнике № 27 «Автомобильные дороги» нет, и проектная организация при определении сметной стоимости указанных работ использовала нормативы сборника № 30 «Мосты и трубы».

В финансировании реконструкции автодороги  предусмотрены хотя и незначительные, но все же средства из федерального бюджета, а по этой причине к сметной стоимости предъявляются повышенные меры бдительности со стороны всякого рода контролирующих организаций.

Данные работы относятся к линейному строительству, да еще и выполняются в горной местности, при этом технология их производства, организация труда, используемые материалы и применяемые машины и механизмы по своему составу идентичны составу государственных элементных сметных норм по устройству монолитных железобетонных подпорных стен сборника ГЭСН № 30 «Мосты и трубы».

Для определения сметной стоимости работ по устройству монолитных железобетонных подпорных стен на объекте применили нормативы следующих таблиц: ГЭСН (ФЕР) 30-08-008-06 и 30-08-009-01. Допустимо ли использование указанных нормативов для определения реконструкции автомобильной дороги? Проверяющие считают, что необходимо применять для оценки таких работ «что-то из бетона», но обязательно только из сборника № 27. Разве это правильно?

 

В п. 1.27 «Общих положений» отмечено следующее: «ГЭСН части 27 «Автомобильные дороги» предназначены для определения затрат на выполнение работ по сооружению автомобильных дорог. В настоящих ГЭСН предусмотрены работы по сооружению новых и реконструкции существующих автомобильных дорог общего пользования, лесовозных дорог, временных автомобильных дорог, а также дорожных работ на площадках промышленных предприятий, на городских проездах и площадках, за исключением норм таблиц 27-02-010, 27-03-001, 27-03-004, 27-03-008, которыми следует пользоваться во всех случаях, кроме ремонтных работ на городских проездах».

Также отмечено и то, что работы, выполняемые при строительстве автомобильных дорог, но не включенные в ГЭСН-2001 (ФЕР-2001) часть 27 «Автомобильные дороги», определяются по соответствующим частям ГЭСН-2001 (ФЕР-2001) на строительные работы.

Поэтому, учитывая изложенное, можно заключить, что предусмотренное проектом устройство монолитных железобетонных подпорных стенок (т. е. выполнение противооползневых мероприятий при строительстве объекта «Автомобильная дорога») в связи с отсутствием данного вида затрат в ГЭСН-2001 (ФЕР-2001) части 27 «Автомобильные дороги» следует определять по соответствующим нормам (расценкам) части ГЭСН-2001-30 (ФЕР-2001-30) «Мосты и трубы».