В договоре на составление сметной документации, а вернее сказать, для определения начальной стоимости строительства заказчиком указано на применение ФЕР (ред. 2009 г.), так как финансирование строительства производится из федерального бюджета. При пересчете из базового уровня цен в текущий уровень применены ежеквартальные индексы на III квартал 2013 г., публикуемые Минрегионом РФ. Казалось бы, все сделано хорошо и правильно.
Работы по строительству объекта начаты в 2013 г. и продолжались весь 2014 год. Срок завершения работ и сдача объекта производится в I квартале 2015 г. При этом генподрядчик заключил договор подряда на выполнение строительно-монтажных работ на объекте, указав в нем стоимость строительства, которая была нами определена в уровне цен на III квартал 2013 г.
Все акты выполненных работ (КС-2 и КС-3) за весь период строительства заказчик пытался подписывать с тем же единым индексом, который был использован при определении начальной цены строительства, а не по статьям затрат, ссылаясь на то, что сметы прошли экспертизу и в сводном сметном расчете пересчет выполнен в текущие цены по состоянию на III квартал 2013 г.
Однако в ряде случаев субподрядчики не согласились с таким методом взаиморасчетов и требовали в актах применять индексы по видам работ с учетом статей затрат, т. е. персональные индексы к зарплате, к эксплуатации машин и к материалам.
Так как же правильно поступить при взаиморасчетах? Неужели нужно использовать разные индексы? А хватит ли той самой начальной цены?
Данный вопрос не так прост и требует работать со многими государственными актами. К таким актам относятся, например:
– федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» (далее ‒ 94-ФЗ);
– Градостроительный кодекс;
– Гражданский кодекс и др.
Следует подчеркнуть, что 94-ФЗ являлся действующим документом на момент определения начальной (максимальной) цены строительства объекта. В настоящее время 94-ФЗ не действует, так как вместо него с 1 января 2014 г. вступил в силу федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Начальная (максимальная) цена строительства может быть определена путем составления сметной документации в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 г.) с пересчетом в текущий уровень цен, с применением ежеквартальных рекомендуемых индексов, публикуемых Министерством регионального развития и ЖКХ РФ.
Минрегион в своем письме от 29 июля 2013 г.№ 3478-СД/10 сообщает рекомендуемые к применению в III квартале 2013 г. индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных, пусконаладочных работ, стоимости проектных и изыскательских работ, прочих работ и затрат, а также индексы изменения сметной стоимости оборудования.
В данном письме, как и во всех последующих, указано на некоторое ограничение применения этих индексов, а именно отмечено следующее:
«Индексы предназначены для формирования начальной (максимальной) цены торгов при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета. Для взаиморасчетов за выполненные работы указанные индексы не предназначены».
Согласно п. 1 ст. 6 94-ФЗ определение начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта осуществляется заказчиком. Взаиморасчеты за выполненные работы (затраты) осуществляются в порядке, предусмотренном государственным контрактом, в пределах твердой договорной цены.
Также в п. 2 ст. 9 94-ФЗ уточняется: «Контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего федерального закона.
В п. 4.1 приведенной выше ст. 9 указано: «Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 настоящего федерального закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2–6.4 настоящей статьи».
И наконец, в п. 7.2 той же ст. 9 отмечено следующее: «При размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства начальная (максимальная) цена контракта определяется на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта».
Последнее значит, что цена работы должна быть определена на дату завершения работ с применением ежеквартальных индексов, разрабатываемых и публикуемых Минэкономразвития для учета инфляционных процессов.
Основные положения по заключению договоров подряда, в том числе в строительстве, приведены в главе 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК).
Согласно п. 6 ст. 709 ГК «подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик – ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование – расторжения договора в соответствии со ст. 451 настоящего Кодекса».
При этом в п. 1 ст. 710 указано: «В случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ».
Согласно п. 1 ст. 746 ГК оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. Так, в п. 1 ст. 743 указано: «Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете».
Здесь многое зависит от профессионализма заказчика, правильности применения сметных и других нормативных и законодательных документов. В письме Минрегиона Российской Федерации от 3 мая 2011 г. № 8628-08/ИП-ОГ отмечено: «Минрегион России считает, что начальная (максимальная) цена конкурса (аукциона) может быть определена базисно-индексным способом с применением индексов изменения сметной стоимости, сообщаемых Минрегионом России, действовавших на момент объявления торгов, и прогнозных индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития Российской Федерации. Прогнозные индексы-дефляторы рекомендуется применять с учетом объемов работ, планируемых к выполнению в конкретном квартале, определенных в соответствии с проектом организации строительства (календарным планом работ)».
При взаиморасчетах важно учитывать объем выполненных работ и, конечно же, использовать при этом дифференцированные индексы пересчета, которые позволяют определить сумму затрат в зависимости от вида работ, так как статьи затрат (зарплата, стоимость эксплуатации машин и материалов) имеют разные индексы изменения цен.