Сметную документацию на строительство или капитальный ремонт объектов составляем с применением федеральных единичных расценок на все виды производимых работ. Очень часто сталкиваемся с проблемой определения сметной стоимости материальных ресурсов, в частности, местная экспертиза, либо другие проверяющие категорически не хотят пропускать в сметах затраты на перевозку материалов свыше 30 км (см. п. 6 «Общие положения» к ФССЦ-2001). Обоснованием служит следующее их суждение: данные затраты учтены в стоимости материалов и долей транспортной составляющей в индексах пересчета в текущий уровень цен для конкретной области (т. е. не Московской).
Транспортная схема в проекте согласована с заказчиком. Главный аргумент экспертизы: расценки в ФССЦ усредненные и в сметную стоимость «все включено». Насколько обоснована данная позиция экспертизы?

 

Сметная стоимость материальных ресурсов приведена в ФССЦ-01-2001 (редакции 2009 и 2014 гг.) в пяти частях, при этом их стоимость определена в базисном уровне цен. Правила (способы) определения сметной стоимости материальных ресурсов, которые отсутствуют в ФССЦ-2001, приведены в следующих нормативных документах:

1) «Общие положения» к ФССЦ-2001;

2) МДС 81-35.2004 п. 4.22-4.29;

3) МДС 81-2.99 (обратите внимание на Приложение 5).
Что касается транспортных расходов, учтенных в сметной цене материальных ресурсов (ФССЦ-2001 в пяти частях), то в п. 3 «Общих положений» подчеркнуто, что в сметных ценах транспортные расходы приняты из условия перевозки грузов автомобильным транспортом на расстояние до 30 км, связанным с доставкой материалов, изделий и конструкций от баз (складов) организаций-подрядчиков или организаций-поставщиков до приобъектного склада строительства.
В п. 6 четко указано: «Расчет дополнительных затрат на перевозку материалов, изделий и конструкций автомобильным транспортом на расстояние более 30 км рекомендуется выполнять на основании проектных данных о массе используемых при выполнении строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ материалов, изделий и конструкций и сметных цен на перевозку грузов автомобильным транспортом, дифференцированных по классам грузов и типам перевозок, приведенных в федеральных сметных ценах на перевозку грузов для строительства».
Ваш эксперт заблуждается, а возможно, вы не так его поняли, но, как видите, никакого усреднения транспортных затрат не бывает, а тем более они не могут регулироваться индексами пересчета. Поэтому мнение эксперта и его утверждение про «все включено» в таких случаях неуместно. Но соглашусь, что при определении необходимой суммы средств для производства работ в строительстве и дальнейших взаиморасчетов лимит, предусмотренный в сводном сметном расчете, должен включать все, т. е. реальные затраты, в том числе по доставке как материалов, так и оборудования на стройку с показателем франко-приобъектный склад.
Сколько можно уходить от этой проблемы? Если кто-то не понимает серьезности проблемы, то это не значит, что ее нет. Просто людям не хочется сесть, подумать и, приложив минимум усилий, определить затраты так, чтобы их действительно было достаточно на все замыслы заказчика.
По статистике, сметная стоимость материальных ресурсов в зависимости от видов выполняемых работ составляет до 70% от сметной стоимости строительных работ. В начале пути мы не хотим потрудиться, а затем удивляемся появившимся якобы вдруг коэффициентам удорожания строительства объектов. С таким подходом к столь серьезной, ответственной и сложнейшей работе, как составление сметной документации, мы заранее обрекаем стройку на соотношение фактических затрат и твердой цены, выставляемой заказчиком на аукцион, к таким поправкам, которые могут составлять К = 7 или около того.
Примером такой работы могут служить олимпийские объекты, стадион «Зенит» в Санкт-Петербурге, объекты АТЭС и все другие, где аналогично определяли начальную стоимость.