Часто в разных консультациях говорится о том, что затраты на перебазировку строительных машин в сметной документации необходимо учитывать дополнительно. Всегда ли? В каких случаях нужно, а в каких нет? В каком документе изложены правила определения этих дополнительных затрат?
Вопрос возник не на пустом месте, а из-за разногласий между нашей организацией (подрядчик) и службой заказчика. Машины на строительство пришлось перевозить на значительное расстояние, которое составляет 115 км от нашей базы механизации до стройплощадки. Заказчик утверждает, что затраты на перебазировку машин на строительство учтены в стоимости 1 машино-часа эксплуатации соответствующих машин. Если это утверждение справедливо, то надо бы указать дальность перемещения машин.
«Федеральные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств» разработаны в соответствии с «Методическими указаниями по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств» (МДС 81-3.99), утвержденными постановлением Госстроя России от 17 декабря 1999 г. № 81, для условий производства строительно-монтажных работ, соответствующих базисному территориальному району (Московская обл.) в уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.
МДС 81-3.99 устанавливают порядок пересмотра действующих и разработки новых сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и технологических автотранспортных средств с целью соблюдения организациями-разработчиками единого порядка их разработки.
Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории РФ, и применяются в обязательном порядке в строительстве, осуществляемом с привлечением средств государственного бюджета всех уровней.
Минстрой России регулярно публикует сведения о действующих нормативах в федеральном реестре сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых планируется осуществлять с привлечением средств федерального бюджета.
В зависимости от вида выполняемых работ в соответствующих «Указаниях по применению федеральных единичных расценок» (далее – указания) приведено следующее положение: «Затраты на перебазирование строительных машин, не учтенные в составе сметных расценок на эксплуатацию строительных машин, учитываются в сметной документации отдельной строкой на основании калькуляций, учитывающих фактические условия перевозки, монтажа и демонтажа машин в соответствии с проектом производства работ.
В случаях, когда отклонения между фактическими затратами на перебазирование строительных машин и механизмов и затратами, предусмотренными в стоимости 1 маш.-ч работы строительных машин, превышают 10%, стоимость затрат по перебазированию строительных машин и механизмов надлежит учитывать непосредственно в локальных сметах, с исключением из стоимости 1 маш.-ч строительных машин сметной стоимости затрат на их перебазирование».
Вышеприведенное положение изложено в следующих пунктах соответствующих указаний при выполнении работ:
– 1.11 – строительных и специальных строительных (ФЕР-2001) МДС 81-36.2004 (приняты и введены в действие с 9 октября 2003 г. постановлением Госстроя России от 9 октября 2003 г. № 180);
– 1.7 – монтажных (ФЕРм-2001) МДС 81-37.2004 (приняты и введены в действие с 9 августа 2002 г. постановлением Госстроя России от 9 августа 2002 г. № 105);
– 1.10 – ремонтно-строительных МДС 81-38.2004 (приняты и введены в действие с 9 марта 2004 г. постановлением Госстроя России от 9 марта 2004 г. № 37).
Порядок расчета постатейных показателей затрат на эксплуатацию машин приведен в п. 4 МДС 81-3.99. В сметную стоимость эксплуатации строительных машин включаются затраты на перебазировку машин с одной строительной площадки (базы механизации) на другую строительную площадку (базу механизации), включая монтаж машин с выполнением пусконаладочных операций, демонтаж, транспортировку с погрузочно-разгрузочными операциями. По особо сложным и мощным машинам на операции, связанные с их перебазировкой, разрабатываются отдельные расценки и соответствующие затраты учитываются в сметах по отдельным строкам. Следует отметить, что показатель времени перебазирования машины – маш.-ч/день (сутки) – отражает затраты времени на перемещение машины с базы механизации на строительную площадку и со строительной площадки на базу механизации.
Перечень машин, затраты на перебазировку которых в сметные расценки не включаются, а учитываются в сметах отдельной строкой в соответствии с фактическими условиями выполнения соответствующих работ, связанных с их перебазировкой, приведен в Приложении 6.
При этом в затратах на перебазировку учитываются накладные расходы и сметная прибыль организации, осуществляющей перебазировку, исчисляемые от ФОТ рабочих, участвующих в перебазировке. Норматив накладных расходов и сметной прибыли разрабатывается каждой организацией на основе данных бухгалтерского учета за год и утверждается в установленном порядке.
Нормативные показатели затрат на перебазировку определяются с учетом следующих схем перебазировок: своим ходом, на буксире, на прицепе без демонтажа, на прицепе с демонтажом и последующим монтажом.
Правила определения затрат на перебазировку строительных машин изложены в п. 4.8 МДС 81.3.99. Порядок определения затрат на пусконаладочные работы, возникающие в некоторых случаях при перебазировке строительных машин, приведен в п. 1.19 «Указаний по применению федеральных единичных расценок на пусконаладочные работы (ФЕРп-2001)» МДС 81-40.2006.
В частности, речь там идет о следующем: «Затраты на пусконаладочные работы, имеющие место при перебазировке строительных машин с одной строительной площадки (базы механизации) на другую строительную площадку (базу механизации), если это связано с демонтажом и последующим монтажом строительных машин (кранов башенных, кранов на гусеничном ходу, сваебойной техники и др.), учитываются в сметных нормах и расценках на эксплуатацию соответствующих строительных машин».