В настоящее время предъявляются высокие требования от санитарных служб и экологов в отношении очистки, содержания и уборки территории строительства и прилегающей территории, в том числе подъездной дороги, а также к утилизации бытовых отходов и мусора. На кого ложатся перечисленные выше затраты?
Кто оплачивает установку и содержание биотуалетов на стройплощадке? Вопрос ставится каждый раз, и заказчик всегда настаивает на том, что эти затраты оплачиваются подрядчиком за счет накладных расходов. Так ли это? Мы, строительная организация, всюду искали, но нигде не нашли тому подтверждение.
А еще заказчик отказывается оплачивать расходы по утилизации отходов от бытовых сооружений, считая, что эти расходы учтены нормативами накладных расходов. Прав ли заказчик?
На основании положений главы III «Расходы на организацию работ на строительных площадках» Приложения 6 «Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве» (МДС 81-33.2004), которые приняты и введены в действие с 12 января 2004 г. постановлением Госстроя России от 12 января 2004 г. № 6, расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок оплачиваются подрядчиком.
Расходы по уборке и очистке (с вывозкой мусора) территории строительства и прилегающей к ней уличной полосы, включая участки дорог и тротуаров, устройству дорожек, мостиков и другим работам, связанным с благоустройством территории строительных площадок, предусмотрены в составе накладных расходов подрядных организаций и дополнительно подрядчику не возмещаются.
Вывоз технологического мусора учтен накладными расходами, а затраты по его утилизации – нет. По этой причине затраты по утилизации технологического мусора должны быть оплачены заказчиком.
В том случае, когда речь идет о строительном мусоре, который образуется от разборки отдельных конструкций или зданий, сооружений в целом при реконструкции или капитальном ремонте здания, должны быть оплачены затраты по его погрузке, вывозу и утилизации. Указанные затраты должны быть предусмотрены в сметной документации при разработке проекта.
Заводы по переработке отходов и полигоны находятся на хозрасчете и подчиняются службам администрации города. В п. 3 главы II Приложения 6 к МДС 81-33.2004 предусмотрены затраты по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий, которые включают арендную плату, ремонт и перемещение зданий санитарно-бытового назначения, оплату труда обслуживающего персонала, расходы на отопление, водоснабжение, канализацию, освещение. Об утилизации отходов там ничего не сказано. Следовательно, затраты на утилизацию отходов нормами накладных расходов не предусмотрены и должны возмещаться подрядным организациям дополнительно. Затраты по утилизации любых отходов предусматриваются дополнительно, так как без оплаты этих затрат отходы не примут на переработку (утилизацию).
Затраты, связанные с установкой и обслуживанием биотуалетов, не учтены нормами накладных расходов. При установлении норм накладных расходов эти затраты у подрядных организаций отсутствовали. При установлении сметных норм затрат на строительство объектов главы 8 «Временные здания и сооружения» также не учитывались затраты на установку биотуалетов.
«Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений» ГСН 81-05-01-2001 предназначен для определения в сводных сметных расчетах стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений размера средств на строительство титульных временных зданий и сооружений в зависимости от вида строительства, устанавливаемого наименованием проекта.
Перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, учтенных нормами, приведен в Приложении 2 ГСН 81-05-01-2001. В данном перечне работ и затрат в составе сметных норм затраты, связанные с установкой и обслуживанием биотуалетов, не указаны. С учетом изложенного затраты, связанные с установкой и обслуживанием биотуалетов, должны учитываться в сметной документации дополнительно.