Являясь заказчиком работ по производству реконструкции хранилища твердых ядерных отходов, расположенного на территории действующей атомной электростанции, мы столкнулись с проблемами, которые нам не позволяют завершить составление сводного сметного расчета. Данный объект относится к особо опасным и технически сложным производственным объектам, а стало быть, является трудным и сложным для исполнителей (подрядчиков), а также объектом, где предъявляются повышенные требования к технике безопасности при выполнении каких-либо работ на объекте.
Проект очень трудоемкий как для проектной организации, так и для подрядчиков, требующий повышенного внимания к проекту организации строительства (ПОС), но не меньшие затраты требуются и на составление проекта производства работ (ППР). Сводный сметный расчет был составлен в базисных и текущих ценах по состоянию на II квартал 2012 г.
После начала работ выяснилось, что средств, которые заложены в накладные расходы подрядчика, недостаточно для составления такого сложного и многодельного ППР, а главное, что у подрядчика нет требуемого квалифицированного персонала, который бы мог выполнить такую серьезную и сложную работу.
Мы обратились за помощью в проектную организацию, которая ведет проектирование реконструкции нашего объекта, и получили согласие на составление ППР. Встал вопрос о финансировании договора на составление ППР, и здесь-то выяснились истинные затраты на эту работу.
На сегодняшний день у нас ведется пересчет сводного сметного расчета реконструкции объекта, так как за период проектирования и начала производства работ появились новые требования к таким объектам, а все это привело к увеличению затрат. В силу сложившихся обстоятельств принято решение переутвердить сводный сметный расчет на реконструкцию и учесть все дополнительно возникшие затраты.
По затратам на производство строительно-монтажных работ, приобретению технологического оборудования у нас не возникает проблем, но вот как поступить с затратами на составление ППР, у нас нет ясного и единодушного мнения. Проектировщики считают, что затраты на ППР можно включить в главу 9 «Прочие» или в главу 12 «Проектные и изыскательские работы», а мы не уверены в этом. Если и можно включить в главу 9 или 12, то существует ли какой-то лимит на такие затраты или можно включать всю необходимую сумму таких затрат, которые определены расчетом к договору на составление ППР?
Возможно, свое решение о включении затрат на составление ППР проектной организацией мы можем подкрепить каким-то документом? И все-таки, по вашему мнению, каково место этих затрат, в какой главе сводного сметного расчета?
Конечно же, возникшая у вас проблема разрешима. Действительно, для таких объектов, как хранилище твердых ядерных отходов, которое относится к технически сложным объектам, предусмотрена возможность размещения задания на разработку проекта производства работ в проектной организации.
В разъяснениях Министерства регионального развития Российской Федерации приведено, что по особо опасным, технически сложным и уникальным объектам лимит средств на разработку ППР устанавливается в размере до 20% от стоимости части (раздела) рабочей документации, на основании которой выполняются строительно-монтажные работы, качественное выполнение которых невозможно без ППР.
Поэтому для решения возникшего вопроса предлагаю использовать разъяснения Минрегиона РФ, которые приведены в письме от 3 марта 2011 г. № 10953-ИП/08, текст которого приведен ниже.
Министерство регионального развития РФ
Письмо от 3 мая 2011 г. № 10953-ИП/08
Министерством регионального развития Российской Федерации рассмотрено обращение и сообщается следующее.
В соответствии с п. 8 раздела 3 Приложения 6 «Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве» (МДС 81-33.2004) расходы по разработке проектов производства работ (далее – ППР) предусмотрены в составе накладных расходов.
При этом в случае нехватки средств в составе накладных расходов оплата работ по проектированию ППР может быть произведена за счет резерва средств подрядной организации, учитываемого в составе твердой договорной цены.
В случае отсутствия резерва средств в составе твердой договорной цены и недостаточности средств, предусмотренных в составе накладных расходов, по особо опасным, технически сложным и уникальным объектам (ст. 48.1 Градостроительного кодекса) на основании решения государственного заказчика затраты на разработку ППР рекомендуется учитывать отдельной строкой в главе 12 «Проектные и изыскательские работы» сводного сметного расчета.
Лимит средств на разработку ППР для указанных объектов устанавливается в размере до 20% от стоимости части (раздела) рабочей документации, на основании которой выполняются строительно-монтажные работы, качественное выполнение которых невозможно без ППР. Оплата работ по разработке ППР производится в пределах лимита средств на основании обосновывающих документов.
Кроме того, в целях обеспечения качественного выполнения строительных работ при возведении объектов, относящихся к указанным категориям, и их безопасной эксплуатации разработка ППР должна осуществляться специализированными проектными организациями.
Директор департамента
архитектуры, строительства
и градостроительной политики
И. Пономарев