Мы выполняем функции государственного заказчика по стройкам и объектам для федеральных государственных нужд, финансируемых из федерального бюджета.
В ходе реализации отдельных программ возникли вопросы по определению сметной стоимости выполненных работ.
1. В действующих расценках ФЕР - 2001 части 29 «Тоннели и метрополитены» раздела 4 «Обслуживающие процессы» в составе затрат на эксплуатацию машин и механизмов не выделены затраты для режимов «в резерве и простое», предусмотренные законодательством о промышленной безопасности и графиком производства работ, учитывающих специальные технологии работ в утвержденной проектной документации.
Ранее в сборнике 29 «Тоннели и метрополитены», раздел «Обслуживающие процессы» Единых районных единичных расценок на строительные конструкции и работы (ЕРЕР- 84), утвержденном постановлением Госстроя СССР от 30.06.1982 г. № 171 указанные затраты были учтены в графе 5 «единовременные затраты» и графе 6 «амортизационные отчисления» прямых затрат единичных расценок, а порядок их применения определен п. п. 1.60, 1.68 технической части.
В территориальных сметных нормативах для Москвы (ТСН-2001) стоимость механизмов, находящихся в резерве (простое), определяется по соответствующим расценкам с коэффициентом 0.3 (ТСН-2001.3-29 «Тоннели и метрополитены» п. 1.68).
2. При применении ФЕР - 2001 части 29 «Тоннели и метрополитены» раздела 4 подраздела 4.2 «Водоотлив» установлено, что фактические параметры производительности водоотлива (высота напора по проекту, сменный приток) значительно отличаются от показателей, предусмотренных сметными нормативами.
В составе единичных расценок выше приведенных сметных нормативов расход электроэнергии не выделен, корректировка расхода электроэнергии в соответствии с высотой напора по проекту и фактическим сменным притоком не предусмотрена, что приводит к завышению стоимости водоотлива.
Ранее в ЕРЕР-84, в технической части п. 1.78 сборника 29 «Тоннели и метрополитены» (дополнения, выпуск 1, утвержден постановлением Госстроя СССР от 17.05.1984г. № 78) в расценках машино-смен на водоотлив предусматривалась корректировка расхода электроэнергии коэффициентом, «из соотношения высоты напора по проекту и высоты напора по расценкам; из соотношения сменного притока и производительности водоотлива по расценкам».
Просим разъяснить, по каким сметным нормативам определять затраты по эксплуатации машин и механизмов для режимов «в резерве и простое», предусмотренных утвержденной проектной документацией, а также затраты центрального и местного водоотлива в случаях отклонения фактических параметров высоты напора и сменного притока от нормативных, предусмотренных единичными расценками.

 

Затраты на эксплуатацию резервных насосов водоотлива и резервных вентиляторов центральной вентиляции определяются в соответствии с п. 1.29.68 общих положений государственных сметных нормативов ГЭСН (ФЕР) - 2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. № 1038/пр (в ред. Приказа Минстроя России от 07.02. 2014 № 39/пр).
При этом в действующей сметно-нормативной базе ФСНБ - 2001 понижающие коэффициенты к стоимости 1 маш.-часа резервных насосов и вентиляторов не предусмотрены.
В этой связи, по решению заказчика строительства, затраты на эксплуатацию указанных резервных механизмов могут учитываться по амортизационным отчислениям на полное восстановление, учтенным в стоимости маш.-часа и рассчитанным в соответствии с п. 4.1.1 МДС81 - 3.99.
В соответствии с пунктом 2.15 « Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации » (МДС 81 - 35.2004), в случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в сборниках действующих элементных сметных норм ГЭСН, возможна разработка индивидуальных норм и расценок, учитывающих организационно-технологические особенности строительства объекта, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с приказом Госстроя от 4 декабря 2012 г. № 75/ГС.