При заключении государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по строительству объекта со сроком окончания работ в IV квартале 2013 г. начальная цена определялась с использованием индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по объекту от базовой цены 2001 г. в текущие цены.
На момент заключения договора (19 августа 2012 г.) индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (далее ‒ индекс) по объекту здравоохранения, возводимому на территории Тамбовской области, от базовой цены 2001 г. в текущие цены составил К = 5,59 (был применен при определении начальной цены работы на объекте).
За период ведения строительства этого объекта Министерством регионального развития России ежеквартально публиковались индексы изменения сметной стоимости СМР, которые изменялись в сторону увеличения, т. е. повышались. Такое изменение индексов подтверждают инфляционные процессы в области строительства, приводящие к удорожанию строительной продукции по сравнению с принятыми в начальных расчетах индексами III квартала 2012 г.
В результате удорожания стоимости материалов, оплаты труда, эксплуатации машин и механизмов более чем на 30% за период выполнения работ на объекте выполнение госконтракта стало экономически невыгодным. У подрядных организаций возникли убытки, препятствующие продолжению СМР на объекте.
Как правильно определить начальную цену строительства, чтобы впредь не допускать таких промахов? Можно ли изменить индексы пересчета в текущий уровень цен при взаиморасчетах? Просим разъяснить, должна ли начальная (максимальная) цена контракта учитывать в полном объеме все факторы, условия, особенности строительства объекта в конкретной местности?
Судя по датам, приведенным в вашем вопросе, договор, заключенный вами, основывался на положениях федерального закона от 21 июня 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – федеральный закон), где п. 4.1 ст. 9 предусмотрено, что цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2–6.4 ст. 9 указанного федерального закона.
Определение начальной (максимальной) цены контракта при размещении заказов на выполнение работ производится исходя из требований заказчика к их видам, объему и качеству, установленных в технических заданиях, спецификациях, проектной документации на основе сметной стоимости.
В целях более точного определения начальной (максимальной) цены конкурса (аукциона) Министерство регионального развития РФ рекомендует учитывать в цене строительства, рассчитанной на момент проведения конкурса (аукциона), влияние инфляционных процессов в экономике в течение планируемого периода проведения работ.
Учет воздействия инфляционных процессов осуществляется при помощи индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития РФ, или прогнозных индексов изменения стоимости строительства, сообщаемых Министерством регионального развития РФ. При этом указанные индексы-дефляторы применяют к планируемым поквартальным объемам работ в соответствии с календарным планом строительства (с проектом организации строительства), в том числе и к объемам работ, выполняемым в течение первого года строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 6 федерального закона определение начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта осуществляется заказчиком строительства.
Согласно разъяснениям Министерства регионального развития РФ начальную (максимальную) цену конкурса (аукциона) рекомендуется определять базисно-индексным способом с применением ежеквартальных индексов изменения сметной стоимости (индексов пересчета в текущий уровень цен), сообщаемых Минрегионом России и действовавших на момент объявления торгов, а также индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития РФ, учитывающих инфляционные процессы, возникающие в процессе строительства (п. 7.2 ст. 9 федерального закона).
Взаиморасчеты за выполненные работы осуществляются в порядке, предусмотренном государственным контрактом, в пределах твердой договорной цены.
Также следует отметить, что согласно п. 1 Положения о Министерстве экономического развития и торговли РФ, утвержденного постановлением правительства РФ от 27 августа 2004 г. № 443, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
Учитывая изложенное, положения федерального закона № 94-ФЗ по вопросам о порядке формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта (включение в твердые цены тех или иных затрат) и порядке расчетов за выполненные работы (прочие затраты) по государственным контрактам с твердой договорной ценой, рекомендую обращаться по этим вопросам в Минэкономразвития России.