На строящемся объекте  сменилось руководство и некоторые сотрудники в службе заказчика, что отнюдь не уникально, но удивляет совсем другое. Пришедшие на смену прежним кадрам, которые принимали у нас, подрядчика, как скрытые, так и выполненные работы, начали чистку смет. В чем это заключается? Берут смету и меняют объемы, исключают какие-либо поправки, так как, по их мнению, в сметах сплошные ошибки и они пришли «навести порядок».
Цена работ в договоре принята по результатам торгов и в договоре указано, что эта цена твердая. Имеет ли право заказчик заниматься чисткой смет после подписания договора, где обусловлена цена работ, а также при условии, что уже выполнено в среднем на объекте около 60‒65% всех объемов, а некоторые работы вообще завершены? Что, теперь чистке подвергнутся законченные и оплаченные работы? Правильно ли это? Сметы режут, не согласовывая с проектировщиками.
А теперь вопрос по оценке антикоррозионных работ. В смете, составленной проектной организацией и переданной нам на исполнение заказчиком официально (имеется штамп «В производство» и подпись ответственного, но на сегодняшний день уже не работающего сотрудника заказчика), учтены поправки на производство указанных работ, но в декабре и январе ребята (новые и молодые) не хотят в актах КС-2 и КС-3 их учитывать. Обоснование? По их мнению, «эти работы столько не стоят».
Объект весьма серьезный – спортивный комплекс, в котором для перекрытия применены металлоконструкции самой разной конфигурации (фермы, балки, ригели, профилированный кровельный настил и др.). Окраска производится после монтажа в проектное положение, а главное ‒ она разноцветная и применять краскопульт мы не можем. Начиная с подготовительных работ, все делается вручную. Как правильно оценить такие работы и учесть их сметную стоимость? Наши предложения как мнение проектировщиков заказчик не принимает. Может, он поверит вашему мнению? Подскажите, как нам поступить.

 

По меньшей мере странно такое читать! Сметная стоимость строительства никоим образом не зависит от личностей – старых или новых.
Сметная стоимость строительства (начальная цена), определенная заказчиком, объявленная им же на торгах и, самое главное, установленная по результатам торгов и указанная как твердая, т. е. фиксированная, в договоре подряда в ходе выполнения работ не может меняться.
Согласно п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса (ГК) установлено: «По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить ее».
Далее, в п. 6 ст. 709 ГК указано следующее: «Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик – ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование ‒ расторжения договора в соответствии со ст. 451 настоящего Кодекса».
И наконец, положение п. 1 ст. 710 ГК поставит в данном споре точку: «В случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ».
Я надеюсь, что приведенные аргументы являются достаточными доводами и поэтому помогут разобраться в сложившейся ситуации, а главное, позволят принять правильное решение.
Изложенная в вашем вопросе позиция заказчика, по моему мнению, ошибочна.

Вторая часть вопроса также решаема, и тому есть основания.
При использовании сметных нормативов ГЭСН (ФЕР, ТЕР) 81-02-13-2001, ч. 13 «Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии», необходимо руководствоваться ГЭСН (ФЕР) 81-02-ОП-2001 «Общие положения. Исчисление объемов работ» и ГЭСН 81-02-Пр-2001 «Приложения» (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 253).
В частности, в п. 1.13.7 ГЭСН (ФЕР) 81-02-ОП-2001 отмечено: «Нормы расхода материалов и трудозатраты при выполнении работ с использованием лакокрасочных материалов предусматривают механизированный способ их нанесения. При нанесении лакокрасочных материалов ручным способом рекомендуется применять коэффициент к нормам затрат труда рабочих-строителей – 1,1».
Все другие поправочные коэффициенты к сметным нормативам, учитывающие условия применения ГЭСН (ФЕР) ч. 13, следует принимать по Приложению 13.2 ГЭСН (ФЕР) 81-02-Пр-2001. Для учета в сметах усложняющих факторов при подготовке и окраске потолочных металлических поверхностей необходимо к нормам затрат труда рабочих-строителей и их оплате труда, к нормам эксплуатации машин, в том числе к зарплате машинистов, а также к нормам расхода материалов применить К = 1,1 согласно п. 3.5 Приложения 13.2 ГЭСН (ФЕР) 81-02-Пр-2001 к ч. 13.
В Приложении 13.2 ГЭСН (ФЕР) 81-02-Пр-2001 к нормативам ч. 13 имеется ряд поправочных коэффициентов, которые необходимо применять при составлении сметной документации, если на то есть проектное решение. Например: выполнение антикоррозионных работ колонн, связей, балок, фахверков, конструкций, эстакад и галерей с подвесных приспособлений следует оценивать с применением поправочных коэффициентов п. 3.11, а те же работы, производимые в оборудовании (конструкции), диаметр (ширина) которых менее 1 м, – с поправками по п. 3.13 и т. д.