Очень нужна консультация. Ситуация такова: мы, подрядная организация, изготавливаем и устанавливаем подъездные козырьки в многоквартирных домах. Монтаж каркаса из уголка, стойки из труб мы берем по сборнику ФЕР № 9, а изготовление (поскольку производится резка металла) труб – по сборнику ФЕРм № 38.
Заказчик исключает стоимость изготовления конструкций в построечных условиях, мотивируя это тем, что стоимость конструкций определена с учетом их изготовления. Стоимость металлоконструкций козырька в смете определена по стоимости «прочие сварные конструкции» 10 500 руб./1 т (ФССЦ, часть 2). Но ведь козырек небольшого размера, и мы вынуждены резать уголок по размеру и на месте монтировать. Кто прав: заказчик или мы?

 

В вопросе сконцентрировано и отражено непонимание стоящей перед сметчиком задачи, а отсюда возникают такие вопросы. Следует понимать отличие сметной стоимости готовых металлических конструкций (заводского изготовления) и изготовленных в построечных условиях или условиях производственных баз.
Если вы определили сметную стоимость металлоконструкций козырька по позициям Федерального сборника сметных цен на материалы, изделия и конструкции (ФССЦ-2001) часть II «Строительные конструкции и изделия» (раздел 1 «Строительные конструкции промышленных и сельскохозяйственных зданий, сооружений и мостов»), то должны знать, что здесь, как и в целом в ФССЦ-2001, приведены сметные цены на материальные ресурсы заводского изготовления. Поэтому мы имеем только показатели отпускной цены и сметной стоимости готовых изделий, конструкций и т. д.
Однако фактически вы занимаетесь изготовлением металлоконструкций на строительной площадке, а следовательно, вам необходимо определить свои затраты как по изготовлению, так и по монтажу этих конструкций с учетом зарплаты рабочих, эксплуатации машин и механизмов, а также расхода необходимых материалов и сырья.
Для этого вам следует руководствоваться положением п. 4.29 «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004), принятой и введенной в действие с 9 марта 2004 г. постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1, а также рассмотренной Минюстом России и признанной документом, соответствующим законодательству РФ и не нуждающимся в государственной регистрации (письмо от 10 марта 2004 г. № 07/2699-ЮД).
В п. 4.29 МДС 81-35.2004 приведено следующее: «Отпускные цены на изделия, материалы и полуфабрикаты (бетон, раствор, битум, асфальтобетонные и черные щебеночные смеси, дорожные битумные эмульсии, деревья и кустарники-саженцы, дерн и земля растительная и др.), изготавливаемые в построечных условиях, определяются по калькуляциям. В калькуляциях кроме затрат на приготовление материалов и полуфабрикатов учитываются прочие расходы, связанные с их приготовлением (накладные расходы), необходимая прибыль, налоги и сборы, начисляемые в соответствии с действующим законодательством. В калькуляциях прочие (накладные) расходы и прибыль исчисляются от средств оплаты труда рабочих».
Но в вашем случае можно воспользоваться соответствующими сметными нормативами ГЭСНм (ФЕРм) 81-03-38-2001 «Изготовление технологических металлических конструкций в условиях производственных баз», в которых приведены затраты труда рабочих с указанием среднего разряда рабочих (чел.-ч), необходимого парка машин и механизмов с указанием их затрат (маш.-ч), а также перечень материалов, используемых и расходуемых на измеритель «1 т конструкции».
При этом обращаю ваше внимание, что в разделе «Материалы» приведен расход металлопроката, шифр ресурса 101-9400, равный 1,02 т. Рассмотрим, например, таблицу ГЭСНм 38-01-002-1 «Монорельсы, балки и другие аналогичные конструкции промышленных зданий». Это говорит о том, что на изготовление 1 т металлоконструкции расходуется металлопроката на 2% больше по массе. Потому что расход этих материалов при составлении сметной документации должен определяться по проектным данным (рабочим чертежам) с учетом трудноустранимых потерь и отходов, связанных с перемещением материалов от приобъектного склада до рабочей зоны и их обработкой при укладке в дело – в соответствии с «Правилами разработки и применения нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве» (РДС 82-202-96), введенными в действие постановлением Минстроя России от 8 августа 1996 г. № 18-65.
Сметные нормативы, приведенные в ГЭСНм (ФЕРм) 81-03-38-2001, – это и есть своего рода калькуляции, так как после определения прямых затрат по какому-либо нормативу необходимо начислить соответствующие нормативы накладных расходов, сметной прибыли, а, просуммировав все затраты, вы получите стоимость 1 т металлоконструкции, изготовленной в условиях строительной площадки.
Накладные расходы следует определять согласно п. 4.10  «Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве» (МДС 81-33.2004), принятых и введенных в действие с 12 января 2004 г. постановлением Госстроя России от 12 января 2004 г. № 6. Там, напомню, говорится следующее: «При определении сметной стоимости материалов, полуфабрикатов, а также металлических и трубопроводных заготовок, изготовляемых в построечных условиях, накладные расходы начисляются по индивидуальной норме или в размере 66% к фонду оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов). Указанный порядок применяется и при расчетах за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком».
Норматив сметной прибыли для подобных случаев не установлен и, как отмечено в п. 4.29 МДС 81-35.2004, принимается «необходимая прибыль», т. е. индивидуальный норматив, согласованный с заказчиком. Как правило, сметную прибыль закладывают минимально возможную, что составляет 40% от ФОТ, а за основу принимают положения п. 2.1 МДС 81-25.2001, где приведено следующее: «При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ общеотраслевой норматив сметной прибыли составляет 65% к величине средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) и используется для выполнения общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере».
Применив поправочный коэффициент 0,8 к указанному нормативу, получим: 65 х 0,8 = 40%. Замечу, что К = 0,8 опубликован в письме от 27 ноября 2012 г. № 2536-ИП/12/ГС Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Некоторым подтверждением тому может также служить приведенное ниже письмо Федерального агентства по строительству и ЖКХ.

Письмо № АП-3463/06 от 8 июля 2004 г.
«О нормах сметной прибыли и накладных расходах при строительстве в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним».

В ЗАО «Лукойл-Нефтегазстрой»

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по поставленному вопросу сообщает.
При определении размеров накладных расходов и прибыли в сметной стоимости материалов, полуфабрикатов, а также металлических и трубопроводных заготовок, изготавливаемых в построечных условиях при строительстве в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, необходимо руководствоваться МДС 81-34.2004 и МДС 81-25.2001.
В соответствии с МДС 81-34.2004 (п. 3.10) накладные расходы составляют 66% от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.
Сметная прибыль при изготовлении материалов, металлических и трубопроводных заготовок в построечных условиях устанавливается в размере 65% от величины средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов (п. 2.1 МДС 81-25.2001).
Согласно п. 2.2 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) указанные нормативы накладных расходов и сметной прибыли не подлежат корректировке в сторону уменьшения.

Заместитель руководителя Анатолий Попов