При осуществлении капитального ремонта пансионата было решено некоторую часть демонтируемого оборудования не выбрасывать, а установить вновь и, возможно, уже на другое место, но многое, как устаревшее и вышедшее из строя, подлежит ликвидации, т. е. пойдет на выброс. Как правильно определить затраты на демонтажные работы, чтобы зря не тратить выделенные бюджетные средства? Планируется сделать многое, а денег при этом дали не ахти как много, и поэтому приходится их расходовать аккуратно. Пожалуйста, обязательно сошлитесь на какой-то документ, чтобы в случае необходимости можно было защитить свои действия и расчеты.
В вашем вопросе отсутствуют сведения о виде демонтируемого оборудования, а поэтому ответ будет следующий, т. е. такой, который можно использовать всегда.
Некоторые сметные нормативы на монтаж технологического оборудования содержат в своем составе нормативы на демонтажные работы. Поэтому необходимо внимательно просмотреть сметные нормативы, применяемые в работе по определению сметной стоимости демонтажа того или иного оборудования, и если там имеются нормативы (т. е. именно на демонтаж оборудования), тогда их следует использовать по прямому назначению.
В тех случаях, когда необходимые сметные нормативы на демонтажные работы в действующей сметно-нормативной базе 2001 г. (СНБ-2001) отсутствуют, следует применять сметные нормативы на монтажные работы (ГЭСНм (ФЕРм, ТЕРм) 81-03-2001) соответствующего оборудования с учетом поправочных коэффициентов, которые приведены в п. 3.2 «Указаний по применению федеральных единичных расценок на монтаж оборудования» (ФЕРм-2001) МДС 81-37.2004. В данном пункте приведен порядок определения затрат на демонтаж оборудования и он следующий: «3.2.1 При отсутствии в сборниках ФЕРм указаний о порядке определения затрат на демонтаж соответствующих видов оборудования затраты на демонтаж должны определяться в зависимости oт характеристики оборудования, особенностей работ по его монтажу, а также от дальнейшего предназначения демонтируемого оборудования.
Для оборудования легковесного, габаритного, поступающего на стройку в собранном виде, при монтаже которого отсутствуют работы по сварке, затраты на демонтаж определяются применением к затратам труда и оплате труда рабочих-монтажников, стоимости эксплуатации машин, включая оплату труда машинистов (стоимость материальных ресурсов не учитывается) и усредненных коэффициентов в зависимости от предназначения демонтируемого оборудования:
– оборудование подлежит дальнейшему использованию, со снятием с места установки, необходимой (частичной) разборкой и консервированием с целью длительного или кратковременною хранения – 0,7;
– оборудование подлежит дальнейшему использованию без надобности хранения (перемещается в цехе на другое место установки и т. п.) – 0,6;
– оборудование не подлежит дальнейшему использованию (предназначено в лом) с разборкой и резкой на части – 0,5;
– то же, без разборки и резки – 0,3.
Для оборудования сложного, крупногабаритного и тяжеловесного, монтируемого из отдельных блоков и узлов с применением сварочных операций, затраты на демонтаж следует определять на основании индивидуальных единичных расценок».
При этом вышеприведенные коэффициенты к стоимости работ по демонтажу оборудования установлены из условия его демонтажа (разборки) в незакрепленном состоянии, освобожденного от заделок в конструкции, а также от сварки или иного крепления с другими конструктивными элементами.
Кроме того, следует отметить, что индивидуальные сметные нормы и единичные расценки на демонтаж оборудования разрабатываются с учетом рациональных технологий, предусмотренных ППР по демонтажу оборудования, а также с учетом следующих особенностей и условий выполнения демонтажных работ, а именно с указанием на:
– необходимость опускания или подъема оборудования при производстве демонтажа;
– возможность использования имеющихся технологических подъемно-транспортных машин и механизмов или необходимость применения специальных средств механизации и специальных приспособлений;
– условия производства работ по демонтажу в действующих, а также частично или полностью остановленных цехах и производствах;
– способы перемещения демонтируемого оборудования за пределы цеха и др.
Кроме того, в индивидуальных единичных расценках, разрабатываемых на основе ЕНиР и ВНиР, должны учитываться средства на оплату труда рабочих, стоимость эксплуатации соответствующих машин и механизмов, а также стоимость материальных ресурсов, необходимых для резки оборудования, консервации и др.
Общие требования к процедуре разработки, рассмотрения и утверждения сметных норм, расценок и цен в сфере градостроительной деятельности, а также методических документов, регламентирующих порядок их разработки и применения, установлены и изложены в приказе от 11 апреля 2008 г. № 44 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности» Министерства регионального развития РФ, который зарегистрирован в Минюсте РФ 12 мая 2008 г. Регистрационный № 11661. В п. 3 приложения к данному приказу отмечается, что «разработанные проекты сметных нормативов представляются в Министерство регионального развития РФ органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и физическими лицами». Далее в пунктах 19–24 упомянутого приложения приводится порядок и последовательность утверждения рассмотренного проекта государственного или индивидуального сметного норматива в случае получения положительного заключения со стороны Минрегиона РФ.