Что применять? НЦС или объекты-аналоги…
Начиная с 2017 года в законодательство о градостроительной деятельности и о госзакупках введены новые понятия.
Это «сметная стоимость», «начальная максимальная цена контракта» и «смета контракта».
Чем они отличаются?
Согласно пункту 30 статьи 1 Градостроительного кодекса сметной стоимостью строительства является расчетная стоимость, определяемая на этапе архитектурно-строительного проектирования.
Пункт 33.1 дает еще одно определение:
укрупненный норматив цены строительства - показатель потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенный для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства.
Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (УТВЕРЖДЕНО Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года N 145) установлено:
27_3. Проверка сметной стоимости включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, сметным нормам, …, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией, а также в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства (УНЦС).
Таким образом, установлена зависимость между сметной стоимостью строительства и УНЦС.
Далее Постановление 145 определяет: «При отсутствии УНЦС для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, также осуществляются изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления непревышения сметной стоимости строительства над предполагаемой (предельной) стоимостью строительства, реконструкции (далее - предполагаемая (предельная) стоимость), рассчитанной на основе документально подтвержденных сведений о сметной стоимости строительства, реконструкции объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию, указанной в проектной документации на такой объект, получившей положительное заключение государственной экспертизы в части проверки сметной стоимости (далее - проект-аналог)». Т.е., если отсутствует утвержденный НЦС, то можно воспользоваться объектом-аналогом.
Источниками объектов-аналогов могут быть:
- данные Заказчика;
- сайт Минстроя, где размещен Реестр повторно применяемых объектов (Данный реестр мы рассмотрим в следующей статье);
- сайт Госзакупок.
Частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса установлено, что сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов (НМЦК).
При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором.
Результат определения НМЦК оформляется заказчиком в виде протокола.
Обоснование НМЦК при осуществлении закупок работ на строительство является основанием для подготовки проекта сметы контракта в пределах НМЦК без использования предусмотренных проектной документацией сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов. По результатам торгов с учетом снижения формируется Смета контракта, являющаяся приложением к контракту и основанием для проведения взаиморасчетов между заказчиками и подрядчиками.
В федеральный реестр сметных нормативов по состоянию на 01.01.2020 включены базы ФЕР-2020 и НЦС 2020.
Также вступила в силу Методика разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства.
Сборники с НЦС 81-02-01-2020 по НЦС 81-02-21-2020 размещены на сайте Минстроя РФ и доступны по ссылкам:
- НЦС 81-02-01-2020. Сборник № 01. Жилые здания (приказ №909/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-02-2020. Сборник № 02. Административные здания (приказ №910/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-03-2020. Сборник № 03. Объекты народного образования (приказ №868/пр от 25 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-04-2020. Сборник № 04. Объекты здравоохранения (приказ №911/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-05-2020. Сборник № 05. Спортивные здания и сооружения (приказ №913/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-06-2020. Сборник № 06. Объекты культуры (приказ №915/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-07-2020. Сборник № 07. Железные дороги (приказ №917/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-08-2020. Сборник № 08. Автомобильные дороги (приказ №919/пр от 30 декабря 2019 года).
- НЦС 81-02-09-2020. Сборник № 09. Мосты и путепроводы (приказ №921/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-10-2020. Сборник № 10. Объекты метрополитена (приказ №904/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-11-2020. Сборник № 11. Наружные сети связи (приказ №912/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-12-2020. Сборник № 12. Наружные электрические сети (приказ №914/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-13-2020. Сборник № 13. Наружные тепловые сети (приказ №916/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-14-2020. Сборник № 14. Наружные сети водоснабжения и канализации (приказ №918/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-15-2020. Сборник № 15. Наружные сети газоснабжения (приказ №825/пр от 19 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-16-2020. Сборник № 16. Малые архитектурные формы (приказ №920/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-17-2020. Сборник № 17. Озеленение (приказ №908/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-18-2020. Сборник № 18. Объекты гражданской авиации (приказ №903/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-19-2020. Сборник № 19. Здания и сооружения городской инфраструктуры (приказ №905/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-20-2020. Сборник № 20. Объекты морского и речного транспорта (приказ №906/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-21-2020. Сборник № 21. Объекты энергетики (за исключением линейных) (приказ №907/пр от 30 декабря 2019 года).
НЦС представляет собой сумму денежных средств, необходимую для возведения объектов образования, рассчитанный на установленную единицу (1 место, 1 человек в смену, 1 м2)
Показатели НЦС рассчитаны для отдельно стоящего здания, без учета стоимости прочих объектов, расположенных в пределах земельного участка, отведенного под застройку (трансформаторных подстанций, котельных, насосных станций).
Строительство наружных инженерных сетей и благоустройства территории должны учитываться дополнительно по соответствующим сборникам укрупненных нормативов строительства.
НЦС предназначены:
- для планирования;
- определения лимита финансирования;
- подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование.
НЦС учитывают:
- строительно-монтажные работы;
- оборудование;
- временные здания и сооружения;
- зимнее удорожание;
- проектно-изыскательские работы;
- экспертиза проектной документации;
- авторский надзор;
- содержание службы заказчика;
- строительный контроль;
- получение исходных данных.
НЦС не учитывают:
- работы и затраты, связанные с отводом земель для строительства;
- командировочные расходы рабочих;
- перевозка рабочих;
- затраты на строительство и содержание вахтовых поселков;
- плата за землю и земельный налог в период строительства;
- плата за подключение к внешним инженерным сетям;
- дополнительные затраты, возникающие при особых условиях строительства (в удаленных от существующей инфраструктуры населенных пунктах (дополнительные транспортные расходы), стесненных условиях производства работ;
- особые условия строительства объекта учитываются коэффициентами, предусмотренными в технических частях сборников НЦС. Дополнительные транспортные расходы учитываются применением зональных коэффициентов изменения стоимости строительства в разрезе субъекта Российской Федерации;
- иные затраты, не являющиеся характерными при строительстве соответствующего типа зданий.
Порядок применения НЦС.
При применении НЦС рекомендуется учитывать:
Расчет стоимости планируемого к строительству объекта с применением НЦС рекомендуется выполнять в следующей последовательности:
В сбор исходных данных по планируемому к строительству объекту рекомендуется включать:
- определение функционального назначения объекта;
- мощностные характеристики объекта (общая площадь, количество мест, т. д.);
- дата начала и окончания работ на объекте;
- регион строительства.
Планируемая продолжительность строительства принимается на основании показателя продолжительности строительства, приведенного в соответствующей таблице Отдела 2 "Объекты-представители" соответствующего сборника НЦС.
При определении продолжительности строительства объектов в сложных природно-климатических районах Российской Федерации дополнительно применяются повышающие коэффициенты, приведенные в приложении.
ОСНОВНЫЕ ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЦС и как следствие - не достоверная стоимость определенная с использованием НЦС:
Основные ошибки при использовании НЦС: берутся только сами НЦС без учета региональных коэффициентов и других объектов, без учета НДС, без учета затрат и т.д.
Чтобы правильно определить стоимость строительства нужно сложить: сам НЦС, добавить показатели на строительство наружных инженерных сетей, добавить НЦС на малые архитектурные формы, добавить озеленение и благоустройство, добавить затраты, которые НЦС не предусмотрены (в каждом сборнике НЦС в технической части написано: что входит и что не входит), добавляются индексы дефляторы Минэкономразвития, и на все это вместе накручивается НДС.