Непредвиденные расходы при возведении объектов строительства формируются в объектных сметах и сводных сметных расчетах. Определение непредвиденных расходов (финансового запаса) приводится в п. 4.33 МДС 81-35.2004:

«...Часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете, с учетом размера, согласованного заказчиком и подрядчиком для включения в состав твердой договорной цены на строительную продукцию».

Формирования резерва финансовых ресурсов необходимо для покрытие издержек, не учтенных в сметах и сметных расчетах. К числу таких издержек в соответствии с п. 4.96 МДС 81-35.2004 следует относить:

— увеличение расходов, связанных с ростом объемов работ по рабочим чертежам, разработанным после утверждения проекта (рабочего проекта);

— компенсацию дополнительных затрат, возникающих в результате ошибок в сметах и сметных расчетах (включая арифметические), выявленных после утверждения проектной документации;

— увеличение расходов при изменении проектных решений в рабочей документации;

— затраты на предмонтажную ревизию технологического оборудования (п. 4.65 МДС 1-35.2004).

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется от итога глав 1-12 (или 1-9 для объектов капитального ремонта) и показывается отдельной строкой с распределением по графам 4-8 объектной сметы или сводного сметного расчета в зависимости от стадии проектирования. Другими словами, вычисление финансового резерва относится к предпоследней стадии определения стоимости строительной продукции в текущих ценах (последняя стадия - вычисление НДС).

Процедура вычисления значения непредвиденных расходов представляет собой умножение итоговой стоимости строительства в текущих ценах на сметный норматив, установленный действующим законодательством РФ. Предельные значения укрупненного сметного норматива приводятся в п. 4.96 МДС 81-35.2004 и определяются для одного из четырех случаев:

по согласованию с соответствующим федеральным органом исполнительной власти сметный норматив для непредвиденных расходов может быть установлен в размере до 10 % для уникальных или особосложных объектов строительства;

— при составлении смет и сметных расчетов по объектам- аналогам (или иным укрупненным нормативам) на этапе предпроектной подготовки проекта строительства сметный норматив

на непредвиденные затраты разрешается принимать в размере до 10 %]

— при разработке смет и сметных расчетов для строительства объектов социальной сферы (зданий и сооружений жилищного и гражданского назначения) сметный норматив на непредвиденные расходы не может превышать 2%;

— при разработке смет и сметных расчетов для строительства объектов производственного назначения (зданий и сооружений промышленного строительства) сметный норматив на непредвиденные расходы не может превышать 3 %.

Значение сметного норматива, применяемого для вычисления величины непредвиденных расходов, согласовывается подрядчиком и заказчиком. При использовании финансовых ресурсов по статье «Непредвиденные затраты» следует рассмотреть два наиболее характерных случая. Первый предполагает учет величины финансового запаса как части окончательной и твердой договорной цены на строительную продукцию. Второй предусматривает использование резерва финансовых ресурсов в случае возникновения событий, финансирование которых предусмотрено по статье «Непредвиденные затраты».

В первом случае заказчик оплачивает подрядчику полную стоимость готовой строительной продукции, включая средства, предусмотренные статьей «Непредвиденные затраты». При этом стоимость строительства не зависит от возникновения случаев, финансирование которых выполнялось за счет финансового резерва. Кроме того, размер денежных средств, перечисленных на счет подрядчика, в этом случае не требует оформления обоснования на средства, составляющие финансовый запас.

Во втором случае возникновение непредвиденных расходов требует составления смет и сметных расчетов. Исходными данными для расходования средств по статье «Непредвиденные расходы» являются основания, составляющие структуру этой статьи (п. 4.96 МДС 81-35.2004), а в случае выявления дополнительных работ в ходе строительства (ремонта) - листы авторского надзора и акты на дополнительные работы, составленные при участии представителей заказчика, проектировщика и подрядчика (в соответствии с п. 3.9 МДС 81-35.2004).

Необходимо отметить, что перспективы развития процессов ценообразования в строительстве, с точки зрения автора, связаны с оценкой надежности процессов возведения зданий и сооружений. При условии выполнения такой оценки возникает необходимость определять запас ресурсов, обеспечивающих выполнение договоров подряда. Современные представления об основных мерах, способных обеспечить бесперебойное функционирование строительных процессов, позволяют выделить наиболее эффективные виды запасов, к их числу относятся:

— запас времени;

— запас мощности подрядной организации;

— запас материально-технических и трудовых ресурсов.

Создание перечисленных запасов требует привлечения

дополнительных финансовых ресурсов. Наиболее приемлемым источником таких денежных средств является финансовый запас, создаваемый по статье «Непредвиденные затраты».