Наиболее широко распространенная последовательность составления сметной документации предполагает выполнение ряда стандартных процедур, к числу которых относятся:

- формирование исходной информации, описывающей отдельные технологические процессы, используемые в процессе возведения объекта строительства, а также соответствующие им объемы работ;

- согласование с заказчиком индивидуальных особенностей строительства       (конструктивных,             технологических, территориальных);

- нахождение значений сметных нормативов, соответствующих проектным решениям объекта строительства (единичные расценки и элементные сметные нормы);

- вычисление значения прямых затрат в текущих ценах с использование нормативных значений индексов;

- определение накладных расходов, сметной прибыли, прочих и непредвиденных (финансового резерва) затрат;

- расчет налога на добавленную стоимость и формирование окончательного значения сметной стоимости объекта строительства.

Из представленного перечня стандартных процедур к наиболее трудоемкой и сложной следует отнести формирование исходной информации. Трудоемкость этой процедуры состоит:

- во-первых, в необходимости заполнения электронной базы данных (как правило, вручную) состоящей из наименования отдельных технологических процессов (в соответствии с наименованием таблиц ГЭСН, ОЕР, ТЕР, ИЕР);

- во-вторых, для каждого отдельного технологического процесса определить объем, предусмотренный проектной документацией (точность определения объема в первую очередь определяет точность определения сметной стоимости).

Для каждой стандартной процедуры действующей системой ценообразования и сметного нормирования в отечественном строительстве предусмотрена возможность наиболее полно учесть современные особенности процессов возведения зданий и сооружений. К числу таких особенностей относятся конструктивные решения зданий и сооружений, место расположения объекта, время года предполагаемого выполнения работ, а также другие индивидуальные свойства объекта строительства и места его возведения.

В настоящем разделе особенности строительного производства не рассматриваются. В представленном материале решается задача познакомить читателя с технологическими операциями, наиболее часто выполняемыми инженерами-сметчиками при составлении сметной документации в строительстве.

Система сметных нормативов для отечественного строительства представляет собой значение цен, расценок, затрат труда, времени эксплуатации средств механизации, а также перечень и объем расхода строительных материалов. Все перечисленные показатели составляют действующие сборники ФЕР (ТЕР), ГЭСН и ФССЦ. Уровень квалификации инженера-сметчика состоит в скорости безошибочного нахождения соответствующего норматива.

Необходимо отметить, что существующие электронные базы данных сметных нормативов для отечественного строительства значительно уменьшают затраты труда при составлении смет и сметных расчетов. Вместе с тем, к числу недостатков наиболее широко распространенных программных продуктов, используемых при составлении смет, следует отнести ограниченные возможности по формированию, оценке и выбору альтернативных вариантов возведения строительных конструкций.

Остальные стандартные процедуры относятся к вычислительным операциям. Эти операция хорошо поддаются программированию. Составление таких алгоритмов для вычисления в современных стандартных программах, использующих электронные таблицы, не требует высокого уровня квалификации пользователей персональных компьютеров (например, Excel).

Последовательность составления локальных смет (сметных расчетов)

Локальные сметы и сметные расчеты относятся к числу наиболее широко используемых в практике отечественного строительства. Такое распространение они получили в результате отсутствия крупномасштабных объектов строительства, а также полного разукрупнения подрядных организаций. Оба эти факторы привели к тому, что в отечественной практике строительства уменьшились размеры (масштаб) объектов строительства. Разукрупнение подрядных организаций привело к увеличению на строительной площадке субподрядных организаций, работающих в лучшем случае по локальным сметам на укрупненные виды работ.

Действующими нормативными документами определены укрупненные виды работ, для которых рекомендуется разрабатывать локальные сметы, к их числу относятся:

а)  по строительным работам:

- земляные работы;

- фундаменты и стены подземной части;

- стены;

- каркас;

- перекрытия, перегородки;

- полы и основания;

- покрытия и кровли;

- заполнение проемов;

- лестницы и площадки;

- отделочные работы;

- разные работы (крыльца, отмостки и прочее);

б)  по специальным строительным работам:

- фундаменты под оборудование;

- специальные основания;

- каналы и приямки;

- обмуровка, футеровка и изоляция;

- химические защитные покрытия;

в)   по внутренним санитарно-техническим работам:

- водопровод,

- канализация,

- отопление,

- вентиляция и кондиционирование воздуха;

г) по установке оборудования:

- приобретение и монтаж технологического оборудования;

- технологические трубопроводы;

- металлические конструкции (связанные с установкой оборудования).

Локальные сметы (сметные расчеты) могут составляться при условии готовности проектной документации. Последовать выполнения сметных расчетов, в большинстве случаев, определяется последовательностью проектирования зданий и сооружений. Такая зависимость объясняется необходимостью получения исходной информации, характеризующей объект строительства. В результате изучения проектной документации необходимо установить значение следующих показателей, необходимых для разработки смет:

- перечень видов работ, используемых для возведения объектов строительства;

- установленный проектом объем работ для каждого отдельного технологического процесса, применяемого при возведении строительных конструкций;

- спецификация (ведомость) потребности в строительных машинах, средствах механизации, технологической оснастки для каждого вида работ;

- ведомость потребности в строительных материалах, конструкциях и изделиях для каждого вида работ, с указанием шифра по сборникам ГЭСН или ФССЦ или особенных требований, установленных в соответствующих пояснительных записках;

- решения по организации строительства с указанием очередей, пусковых комплексов и объектов строительства, а также календарных графиков производства работ.

Составление перечня отдельных технологических процессов, используемых при возведении части здания, является отправной точкой для подбора сборников сметных норм и расценок, необходимых для составления. При формировании перечня отдельных технологических процессов, включаемых в укрупненный вид работ, рекомендуется сравнивать перечень технологических операций, предусмотренных проектом с перечнем, установленным элементными сметными нормами (ГЭСН). Такое сравнение может выявить не совпадение и потребовать включения дополнительных технологических операций в состав локальной сметы на укрупненный вид работ.

Представляется целесообразным установить соответствие типов и видов строительных машин, средств механизации и технологической оснастки предусмотренной проектом и разделом 3 соответствующей таблицей ГЭСН. В случае, если проектом предусмотрено использование строительных машин, средств механизации, технологической оснастки, отличающихся по количеству, мощности и стоимости эксплуатации в большую сторону, необходимо при вычислении применять данные, предусмотренные проектом.

Крайне важно выполнить сравнение перечня применяемых материалов, установленных проектной и нормативной (раздел 4 ГЭСН) документацией. Применение материалов, конструкций и изделий повышенного качества (имеющих более высокую цену, чем в единичных расценках) должно быть согласовано с заказчиком. Такое согласование приобретает особенную важность при строительстве за счет государственных капитальных вложений (то есть за счет денежных средств бюджетов всех уровней), поскольку система государственного финансового контроля весьма строго контролирует и жестко наказывает за перерасход бюджетных средств.

При сравнении проектных решений и сметных норм необходимо использовать индексы цен, установленные федеральными или территориальными органами ценообразования на текущий квартал. Если нормативная сметная стоимость в текущих ценах не превышает текущей сметной стоимости решений, предусмотренных проектом, значит, такие решения могут использоваться в дальнейшем сметном расчете.

После сравнения проектного и нормативного перечня машин и строительных материалов рекомендуется установить нормативное значение прямых затрат с учетом всех составляющих элементов. Однако, прежде чем установить значение сметного норматива или расценки, необходимо внимательно ознакомиться с вводными указаниями и технической частью соответствующих сборников.

В случае, если сметными нормами предусмотрены (повышающие (понижающие) коэффициенты к значению норм, необходимо сопоставить нормативные условия производства работ с проектными решениями. При совпадении условий, предусмотренных проектом и особых условий, определенных сборником соответствующих норм используется поправочный коэффициент.

При использовании поправочного коэффициента в столбце 2 «Шифр номера нормативов и коды ресурсов» локальной сметы необходимо привести ссылку на источник, определяющий необходимость использования поправочного коэффициента. Если коэффициент определен в технической части сборника, используется сокращение ТЧ, если в водных указаниях - ВУ. В случае, если коэффициент к нормам приводится в приложении соответствующего сборника, то в столбце 2 локальной сметы приводится его значение и указывается сокращенная ссылка на источник.

Последовательность вычислений, выполняемых в рамках составления локальной сметы (сметного расчета) представляет собой умножение нормативного значения единичной расценки (по ФЕР или ТЕР) на значение объема, указанного в проекте. При расчете используется четыре нормативные единичные расценки, представленные в виде обыкновенной дроби и указанные в столбцах 5 и 6 локальной сметы (приложение 2, образец 4 МДС 81-35.2004). Результат вычислений приводится для прямых затрат и их элементов в столбцах 7, 8, 9 локальной сметы (приложение 2, образец 4 МДС 81-35.2004).

Завершением сметных расчетов является вычисление сумм значений по столбцам 7, 8, 9 локальной сметы (приложение 2, образец 4 МДС 81-35.2004). Общая сметная стоимость выполнения работ определяется в следующей последовательности:

1.    

Вычисляется значение накладных расходов, как процент от итоговых значений, приведенных в столбце 8 и знаменателе столбца 9(сумма расходов на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов). Величина процентов накладных расходов приводится в сметных нормах и зависит от вида строительно-монтажных или ремонтно-строительных работ.

2.      

Определяется общая стоимость строительства с учетом накладных расходов, как сумма прямых затрат (итоговое значение столбца 7 локальной сметы) и расчетного значения накладных расходов.

3.       

Вычисляется значение сметной прибыли, как процент от итоговых значений, приведенных в столбце 8 и знаменателе столбца 9 (сумма расходов на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов). Величина процентов для расчета сметной прибыли приводится в сметных нормах и зависит от вида строительно-монтажных или ремонтно-строительных работ.

4.       

Определяется общая стоимость строительства с учетом накладных расходов и сметной прибыли, как сумма прямых затрат (итоговое значение столбца 7 локальной сметы), расчетного значения накладных расходов и сметной прибыли.

5.    

В случае, если локальная смета (сметный расчет) составляется применительно к отдельному объекту строительства допускается определение финансового резерва (непредвиденных расходов), для объекта строительства. Непредвиденные расходы вычисляются как процент от сметной стоимости с учетом накладных расходов и сметной прибыли. Размер процентов определяется на основании п. 4.96.3 МДС 81-35.2004, и согласовывается участниками строительства.

6.         

Последним действием при определении окончательной стоимости строительства является определение налога на добавленную стоимость. Величина налога вычисляется путем умножения действующей ставки налога на значение сметной стоимости, вычисленной с учетом накладных расходов, сметной прибыли и непредвиденных затрат.

7.     

Значение стоимости строительства, указываемое в договоре подряда или используемое для дальнейших расчетов (например, для составления объектной сметы) представляет собой сумму прямых затрат (столбец 7 локальной сметы), расчетных значений накладных расходов, сметной прибыли, непредвиденных затрат и значения налога на добавленную стоимость.

После завершения всех вычислений локальной смете присваивается шифр. Правила нумерации локальных смет (сметных расчетов) приводятся в п. 3.25 МДС 81-35.2004. номер локальной сметы состоит из трех групп цифр:

- первая группа цифр соответствует номеру главы сводного сметного расчета, например, для основных объектов строительства -02;

- вторая группа цифр, состоящая из двух знаков, соответствует номеру в соответствующей главе сметного расчета, как правило, в соответствии с позицией основного объекта строительства;

- третья группа цифр состоит из трех знаков и указывает на номер локальной сметы в структуре объектной сметы.

Необходимо отметить, что для присвоения номеров сметам, инженер-сметчик должен представлять всю структуру сметной документации, разрабатываемой для строительства в целом. Саму локальную смету сокращенно принято обозначать «ЛС». Например, обозначение ЛС-02-02-012 расшифровывается следующим образом:

- первые две цифры указывает на то, что локальная смета описывает стоимость работ по возведению основных объектов строительства;

- вторые две цифры указывают на то, что в сводном сметном расчете объект занимает вторую строку;

- третья группа цифр показывает на номер строки, которую занимает локальная смета в объектной смете.

Последовательность составления объектных смет.

Для составления объектных смет необходимо завершить работы по разработке локальных смет, описывающие процессы возведения основных частей здания или сооружения. На следующем этапе принимается решение о структуре (крупности) работ, применяемой для описания стоимости строительства объекта. Выбор структуры работ, включаемых в объектную смету не регламентируется. Решение о крупности видов работ, описываемых в объектной смете или сметном расчете, принимает, как правило, инженер-сметчик. На выбор структуры могут влиять особенности финансирования объекта строительства, а также требования заказчика или руководства подрядной организации (например, предполагающего часть работ выполнять по договору субподряда). Для облегчения проверки достоверности сметной стоимости целесообразно привязывать структуру сметной документации к структуре проектной документации, разработанной в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 06.07.2019) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".

Самой сложной процедурой при составлении объектных смет является заполнение столбцов 2 и 3 (приложение 2, образец 3 МДС 81-35.2004). Сложность состоит в том, что все данные характеризующие соответствующую локальную смету необходимо набирать вручную. При этом очень важно не допускать ошибок при вводе количественных значений, описывающих стоимость создания строительной продукции.

Заполнение последнего столбца 10 выполняется, как правило, отдельно для каждой локальной сметы. Это требование объясняется применением различных единиц измерений для каждого вида строительно-монтажных или ремонтно-строительных работ

(например, стены в м3, полы и основания в м2, светильники в штуках).

Объектные сметы относятся к разряду укрупненных смет и сметных расчетов в строительстве. Они позволяют выполнять анализ структуры цены готовой строительной продукции. На основе объектных смет могут формироваться графики финансирования объектов строительства. Особенности составления объектных смет приводятся в п. 4.33-4.40 МДС 81-35.2004.

Последовательность составления сводных смет

При составлении сводных сметных расчетов используется информация локальных смет, объединенных в объектные сметы в соответствии с главами, рекомендуемыми МДС 81-35.2004. Принято различать строительство промышленных и жилшцно-гражданских объектов, и выполнение капитального ремонта жилых и общественных зданий.

Структура глав сводного сметного расчета при промышленном и гражданском строительстве рекомендуется п. 4.73 МДС 81-35.2004:

1. подготовка территории строительства (глава 1);

2. основные объекты строительства (глава 2);

3. объекты подсобного и обслуживающего назначения (глава 3);

4. объекты энергетического хозяйства (глава 4);

5. объекты транспортного хозяйства и связи (глава 5);

6. наружные сети и сооружения водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения (глава 6);

7. благоустройство и озеленение территории (глава 7);

8. временные здания и сооружения (глава 8);

9. прочие работы и затраты (глава 9);

10. содержание службы заказчика. Строительный контроль (глава 10);

11. подготовка эксплуатационных кадров для строящегося объекта капитального строительства (глава 11);

12. публичный технологический и ценовой аудит, подготовка обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства, технологический и ценовой аудит такого обоснования инвестиций, аудит проектной документации, проектные и изыскательские работы (глава 12).

Очередность разработки глав сводных сметных расчетов зависит

от готовности проектных решений, а также локальных смет и сметных расчетов. Как правило, наибольшую зависимость от готовности проектной документации испытывают главы 2-9. При этом, в первую очередь могут разрабатываться глава 1 и 12. Аналогичные особенности распространяются на сводные сметные расчеты, составляемые для капитального ремонта жилых и общественных зданий.

Структура сводного сметного расчета для ремонтно-строительных работ рекомендуется п. 4.74 МДС 81-35.2004, и имеет вид:

1.  

«Подготовка площадок (территории) капитального ремонта».

2.  

«Основные объекты».

3.  

«Объекты подсобного и обслуживающего назначения».

4.   

«Наружные сети и сооружения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и т.п.)».

5.  

«Благоустройство и озеленение территории».

6.  

«Временные здания и сооружения».

7.  

«Прочие работы и затраты».

8.  

«Технический надзор».

9.  

«Проектные и изыскательские работы, авторский надзор».

К особенности сводного сметного расчета следует отнести необходимость составления пояснительной записки. Содержание пояснительной записки рекомендуется формировать в соответствии с рекомендациями п. 4.76 МДС 81-35.2004:

- месторасположение строительства;

- перечень каталогов сметных нормативов, принятых для составления смет на строительство;

- наименование генеральной подрядной организации;

- нормы накладных расходов (для конкретной подрядной организации или по видам строительства);

- норматив сметной прибыли;

- особенности определения сметной стоимости строительных работ для данной стройки;

- особенности определения сметной стоимости оборудования и его монтажа для данной стройки;

- особенности определения для данной стройки средств по главам 8-12 сводного сметного расчета;

- расчет распределения средств по направлениям капитальных вложений (для жилищно-гражданского строительства);

- другие сведения о порядке определения стоимости, характерные для данной стройки, а также ссылки на соответствующие решения органов государственной власти по вопросам, связанным с ценообразованием и льготами для конкретного строительства.

Пояснительную записку к сводному сметному расчету рекомендуется составлять параллельно с выполнением вычислений. Такой подход позволяет сконцентрировать и систематизировать информацию, описывающую особенности возведения зданий и сооружений, а также индивидуальные требования к выполнению отдельных видов работ (технологий).

Структура и содержание пояснительной записки изложено в Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 06.07.2019) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".

29. Пояснительная записка к сметной документации, предусмотренная пунктом 28 настоящего Положения, должна содержать следующую информацию:

а) сведения о месте расположения объекта капитального строительства;

б) перечень утвержденных сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, принятых для составления сметной документации на строительство, а также обоснование предполагаемой (предельной) стоимости строительства на основе документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах (при наличии таких проектов) при отсутствии укрупненных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство;

в) наименование подрядной организации (при наличии);

г) обоснование особенностей определения сметной стоимости строительных работ для объекта капитального строительства;

д) другие сведения о порядке определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства, характерные для него.

В качестве обоснования особенностей определения стоимости указываются нормативы накладных расходов и сметной прибыли, порядок определения Прочих затрат (главы 9-12), размер непредвиденных расходов и НДС.

Подводя итог рассмотрению последовательности разработки сметной документации необходимо отметить следующие особенности:

- базовым элементом при определении стоимости строительной продукции являются локальные сметы (локальные сметные расчеты);

- структуру укрупненных сметных расчетов характеризует состав сводного сметного расчета (п. 4.73, 4.74 МДС 81-35.2004);

- наиболее трудоемкой частью выполнения сметных расчетов является формирование по данным проектной документации отдельных технологий, используемых при возведении зданий и сооружений;

- точность сметных расчетов зависит от точности определения объемов в проектной документации;

- достоверность (отклонение расчетного и фактического значения сметной стоимости) сметных расчетов обеспечивает отсутствие ошибок при корректировке стоимости выполнении строительных работ в случае несоответствия (по типам, видам или цене) перечня средств механизации и используемых материалов предусмотренным проектными решениями и указанными в сборниках сметных норм и расценок.

 

Продолжение https://abk-63.ru/article/17-avtomatizaciya-sostavleniya-smetnoy-dokumentacii