Наша организация является генподрядной на строительстве участка федеральной автомобильной дороги. Тендер организовывал и проводил заказчик, и наша организация по его результатам признана лучшим исполнителем. Договор подряда заключен в марте 2012 г. Следует подчеркнуть, что финансирование строительства осуществляется с привлечением федеральных бюджетных средств.

В сметной документации, которая является приложением к договору подряда, предусмотрен лимит средств на непредвиденные работы и затраты для объектов производственного назначения капитального строительства в размере 3% от итога по главам 1—12 сводного сметного расчета стоимости строительства. При этом цена договора признана фиксированной (твердой). Начальная цена на основании 94-ФЗ была определена заказчиком в уровне цен по состоянию на I квартал 2012 г., а также с применением инфляционных индексов, разрабатываемых и публикуемых Минэкономразвития для учета изменения сметной стоимости стройки за период ведения строительных работ на объекте.

Производство работ на объекте из-за отсутствия средств у заказчика было задержано на три месяца. Сметную документацию в связи с этим не пересматривали, а это значит, что их стоимость не изменилась.
Сейчас работы ведутся очень активно, и нам практически удалось ликвидировать отставание графика. Казалось бы, все идет хорошо, заказчик доволен. Но не все так безоблачно. В договоре подряда было предусмотрено разделение резерва средств на непредвиденные работы и затраты в равных долях между заказчиком и генподрядчиком, т. е. нам, генподрядчику, был выделен лимит этих средств в размере 1,5 % от итога по главам 1—12 сводного сметного расчета.

На основании КС-6А нами ежемесячно составлялись акты выполненных работ (КС-2) и справки (КС-3), а заказчиком принимались результаты выполненных работ. При этом непредвиденные начислялись ежемесячно в КС-2 на итог стоимости работ с учетом затрат на временные здания и сооружения (глава 8) и прочих лимитированных затрат (глава 9) в размере 1,5%. Но заказчику подвернулся приказ Минрегиона № 220 от 1 июня 2012 г., в котором приведена новая редакция п. 4.96 МДС 81-35.2004, где отсутствует указание о разделении затрат на лимитированные затраты. Заказчик теперь требует, чтобы мы переоформили КС за весь период выполнения работ и исключили все заактированные суммы на непредвиденные затраты. Но ведь не бывает заднего хода в таких делах, мы настойчиво возражаем. Возможно, есть какие-то документы, подтверждающие наши действия и показывающие ошибочность решений заказчика?   

 

В своих решениях об отказе от принятой в договоре схемы взаиморасчетов заказчик ошибается. Сметная документация на производство строительных работ определяется на основании положений «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-35.2004, рассмотренной Минюстом России и признанной документом, соответствующим законодательству РФ и не нуждающимся в государственной регистрации (письмо от 10 марта 2004 г. № 07/2699-ЮД), принятой и введенной в действие с 9 марта 2004 г. постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1, с учетом письма Росстроя РФ от 23 июня 2004 г. № АП-3230/06, а также «Указаний по применению федеральных единичных расценок» на строительные работы (ФЕР-2001) МДС 81-36.2004, принятых и введенных в действие с 9 октября 2003 г. постановлением Госстроя России от 9 октября 2003 г. № 180.

На дату определения сметной стоимости работ, а далее — дату оформления договора подряда действовала прежняя редакция п. 4.96  по состоянию на дату утверждения и ввода в действие МДС 81-35.2004. Поэтому абсолютно верно, что сметная документация была составлена  с использованием положений, изложенных в указанном п. 4.96 МДС 81-35.2004. Изменения в редакцию этого пункта внесены приказом Минрегиона от 1 июня 2012 г. № 220, т. е. после даты заключения договора подряда (вы в вопросе уточнили, что договор подряда заключили в марте 2012 г.). А это значит, что произошедшие изменения не могли быть учтены при определении сметной стоимости строительства данного объекта.

Гражданский кодекс РФ (статьи 432 и 433, 702—711, 718, 740—746)  предусматривает, что главным и основным документом, регулирующим правовые отношения субъектов строительства, является договор (контракт), каждое положение которого, сформулированное и согласованное заказчиком и подрядчиком, становится обязательным для обеих сторон на весь период действия договора.
В ст. 712 ГК указано следующее:

«При неисполнении заказчиком обязанности уплатить установленную цену либо иную сумму, причитающуюся подрядчику в связи с выполнением договора подряда, подрядчик имеет право на удержание в соответствии со статьями 359 и 360 настоящего Кодекса результата работ, а также принадлежащих заказчику оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи, остатка неиспользованного материала и другого оказавшегося у него имущества заказчика до уплаты заказчиком соответствующих сумм».

Следует добавить, что сметная документация, прошедшая проверку достоверности до выхода изменений методических и нормативных документов, предусмотренных сметно-нормативной базой ценообразования в строительстве 2001 г., пересчету не подлежит.

К тому же, согласно п. 6 ст. 709 ГК, подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик — ее уменьшения, т. е. цена  не подлежит пересмотру даже в тех случаях, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

Только при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование — расторжения договора в соответствии со ст. 451 настоящего кодекса.