На форуме (http://www.on-linezakaz.ru) прочитала вопрос и ответ на него:
Вопрос: Согласно методическим указаниям по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (МДС 81-3.99 пункт 4) в состав сметных расценок на эксплуатацию машин входит статья затрат на оплату труда рабочих, управляющих машиной (машинистов, водителей). Для пересчета стоимости эксплуатации машин в текущий уровень цен согласно МДС 81-35.2004 п.3.30 применяется индекс на эксплуатацию машин, а к оплате труда машинистов - индекс на оплату труда.
Просим разъяснить: нужно ли из эксплуатации машин вычитать оплату труда машинистов, а затем пересчитывать, текущий уровень с соответствующими индексами?
Ответ: Согласно п. 3.30 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 для пересчета стоимости эксплуатации машин в текущий уровень цен рекомендуется применять два индекса изменения сметной стоимости: индекс на эксплуатацию машин (без затрат на оплату труда механизаторов) и индекс на оплату труда к оплате труда механизаторов.
Прошу прокомментировать данный ответ.

 

В пункте 3.30 МДС 81-35.2004 сказано, что для пересчета стоимости эксплуатации машин в соответствующий уровень цен рекомендуется применять индекс на эксплуатацию машин, а к оплате труда механизаторов, входящей в стоимость эксплуатации машин - индекс на оплату труда. С этим положением согласятся все.
Но как именно применять эти индексы могут дать ответ специалисты, которые рассчитывают индексы к элементам прямых затрат и, в частности, индексы к эксплуатации машин и механизмов.
Расчет индекса осуществляется путем деления текущей стоимости машино-часа соответствующей машины (механизма) на базисную стоимость машино-часа или путем индексации отдельных видов затрат, составляющих стоимость 1 машино-часа машин (механизмов).
При определении базисной стоимости 1 машино-часа машины (механизма) в соответствие с «Методическими указаниями по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств МДС 81-3.99» в состав стоимости 1 машино-час включаются следующие статьи затрат :
—    амортизационные отчисления на полное восстановление;
—    затраты на ремонт и техническое обслуживание;
—    затраты на замену быстроизнашивающихся частей;
—    оплата труда рабочих, управляющих машиной;
—    затраты на энергоносители;
—    затраты на смазочные материалы;
—    затраты на гидравлическую жидкость;
—    затраты на перебазировку.
Оплата труда машинистов является неотъемлемой частью стоимости 1 машино-часа машины (механизма), и становится составной частью единого индекса к машинам (механизмам). Исключение оплата труда машинистов из стоимости 1 машино-часа приведет к тому, что это уже будет не стоимость 1 машино-часа машины (механизма), а только часть стоимости 1 машино-часа.
Если же, как сказано в приведенном выше вопросе-ответе, выделять оплату труда отдельно, то необходимо рассчитывать два отдельных индекса - индекс к оплате труда и индекс к эксплуатации машин и механизмов (без учета оплаты труда). Такой подход приводит к дополнительным расчетам и дополнительным действиям сметчика при составлении смет, в чем нет никакой необходимости. Оплата труда рабочих, управляющих машиной, нужна справочно только для исчисления накладных расходов и сметной прибыли.
Следует отметить, что Федеральный центр по ценообразованию в строительстве также считает, что индексацию стоимости машин (механизмов) следует производить по единому индексу на эксплуатацию машин. На стр. 56 журнала «Вестник ценообразования и сметного нормирования» № 6 (87) за 2008 пи приведено мнение ФЦЦС по данному вопросу, а именно: «Наиболее часто применяемый способ расчета индекса состоит в следующем: текущая стоимость машино-часа любого механизма или машины с учетои оплаты труда механизатора делится на аналогичную базисную стоимость. В этом случае оплата труда машиниста не вычитается, так как входит в состав стоимости машино-часа. Именно этот способ применен при расчете индексов, публикуемых в письмах Росстроя и сборниках индексов по регионам Российской Федерации, выпускаемых ФГУ ФЦЦС. Для расчета накладных расходов из базисной стоимости эксплуатации машин по локальной смете выделяется оплата труда машинистов и умножается на индекс по оплате труда основных рабочих».
В том случае, если изменен порядок расчета индексов к машинам и механизмам, Минрегион должен был сообщить об изменении расчета. Учитывая, что информации об изменении порядка расчета не был опубликовано, считаем, что мнение, изложенное на сайте http://www.on-linezakaz.ru является ошибочным.