Договор с Заказчиком заключен с твердой ценой. В ведомости договорной цены затраты на временные здания приняты в размере 3,2%. Напротив суммы по временным зданиям, в графе «примечания» указано: «Оплачивается за фактически выполненные и документально подтвержденные объемы». Правомерно ли это?

Если договором подряда установлена твердая договорная цена, в составе которой предусмотрены средства на временные здания и сооружения на основе норматива в процентах от стоимости строительно-монтажных работ, то формулировка в примечаниях - «Оплачивается за фактически выполненные и документально подтвержденные объемы» является неправомерной по следующим причинам:
- согласно пункту 6. ст. 709 Гражданского Кодекса РФ «Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расчетов». В соответствии с разъяснениями Минэкономразвития России письмом от 19 августа 2009 года № 13613-АП/Д05 и ФАС России письмом от 18 августа 2009 года № ПА/27690, установленная в контракте стоимость оплаты выполнения работ не соотносится с фактическими расходами победителя торгов на выполнение конкретных работ и является обязательством заказчика оплатить контракт (этапы выполнения контракта) в установленном размере при надлежащем его исполнении;
- в соответствии с пунктом 4.84 «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-35.2004, расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения, при этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме - в соответствии с договорными условиями. Допускаем, что Заказчик, при подготовке ведомости договорной цены, руководствовался не пунктом 4.84 МДС 81-35.2004, а пунктом 3.2. «Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001», где сказано: «Расчеты между заказчиком и подрядчиком за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения». Порядок расчета за временные здания в ГСН 81-05- 01-2001, совсем иной, чем в МДС 81-35.2004. Госстрой России письмо от 25.02.2005 № 6-99 разъяснил, что при наличии разночтений в действующих документах по какому-либо вопросу надлежит руководствоваться документом, вышедшим последним, т.е. МДС 81-35.2004.
Затраты на строительство титульных временных зданий и сооружений по расчету, основанному на данных проекта организации строительства, как правило, применяются при строительстве крупных объектов, в том числе, расположенных вне населенных пунктов, на удалении от транспортных магистралей и линий энергоснабжения. Такой подход является рациональным как с точки зрения Заказчика (расходы на временные здания и сооружения не зависят от стоимости строительства), так и с точки зрения Подрядчика (ведутся подготовительные работы по прокладке дорог, инженерных сетей, подготовке временного городка строителей до начала строительно-монтажных работ).