Какой вес поддона с кирпичом предусмотрен в нормах сборника ГЭСН-2001-08 «Конструкции из кирпича и блоков»? На строительную площадку приходит кирпич на поддонах общим весом 3,3 т, т. е. 649 шт.
(по 5 кг штука) на один поддон. Леса стальные, унифицированные могут не вынести такой нагрузки. Поэтому непосредственно на стройплощадке приходится производить перетаривание кирпича в промежуточные поддоны. Каким образом должна быть учтена данная работа?

 

     Нормами (расценками) сборника ГЭСН (ФЕР) 2001-08 «Конструкции из кирпича и блоков» предусмотрено применение кирпича и камней керамических, соответствующих требованиям ГОСТ 530-95, действующего на момент разработки сборника ГЭСН № 8 (в настоящее время ГОСТ 530-2007), кирпича и камней силикатных в соответствии с ГОСТ 379-95.
     Согласно §7 «Транспортирование и хранение» ГОСТ 530-95 «Кирпич и камни керамические. Технические условия» транспортирование изделий должно производиться с применением в качестве средств пакетирования поддонов типа ПОД по ГОСТ 18343. Допускается транспортирование изделий автомобильным транспортом технологическими (разреженными) пакетами без поддонов с применением в качестве средств пакетирования скрепляющих устройств (съемных и стационарных) в кузовах автотранспортных средств. Согласно §7 «Транспортирование и хранение» ГОСТ 379-95 «Кирпич и камни силикатные. Технические условия» транспортирование автомобильным транспортом кирпичей и камней силикатных (кроме изделий лицевых с декоративным покрытием) осуществляется с использованием в качестве средств пакетирования скрепляющих устройств (съемных или стационарных) по ГОСТ 23421. Скрепление пакетов проводят в кузове автотранспорта. Транспортирование лицевых силикатных изделий с декоративным покрытием осуществляют автомобильным или железнодорожным транспортом пакетами на поддонах типа ПОД 520x1030-0,75 по ГОСТ 18343. При укладке на поддоны между лицевыми поверхностями прокладывают бумагу по ГОСТ 2228 или ГОСТ 8273. При погрузке пакеты должны быть упакованы металлической лентой, термоусадочной или растягивающейся пленкой.
     В соответствии с ГОСТ 18343-80 «Поддоны для кирпича и керамических камней» номинальная грузоподъемность поддонов составляет 0,75 и 0,9 т.
     Сметными нормами сборника ГЭСН-2001-08 предусмотрено производство работ в соответствии с требованиями СНиП III-4-80* «Техника безопасности в строительстве» и СНиП 12-03-99 «Безопасность труда в строительстве.
     Часть 1. Общие требования», действующими на момент разработки сборника ГЭСН № 8 (в настоящее время
СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» и СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»). Средства подмащивания, применяемые при кладке, должны отвечать требованиям СНиП 12-03. Конструкция подмостей и допустимые нагрузки должны соответствовать предусмотренным в проекте производства работ (ППР).
     Нормами сборника ГЭСН-2001-08 «Конструкции из кирпича и блоков» учтены затраты на подъем краном башенным поддонов (ГОСТ 18343) с кирпичом на перекрытия, леса и подмости к месту работы каменщиков, раскладку кирпича. Затраты внутрипостроечного транспорта определены методом усреднения показателей исходя из условий, что на приобъектный склад (место складирования, находящееся в зоне действия подъемного крана) кирпич поступает как в пакетах на поддонах, так и не уложенным на поддоны (силикатный кирпич), и в этом случае разгрузка автомашин производится вручную с одновременной укладкой кирпича на поддоны для последующей подачи кирпича к месту работы каменщиков.
     Можем рекомендовать следующие способы определения затрат на выполнение каменных работ:
I. Применять сметно-нормативную документацию базы 2000 г. Тогда при поступлении на строительную площадку кирпича в поддонах, основные параметры которых отличаются от указанных ГОСТ 18343, нормы сборника ГЭСН-2001-08 не корректируются. Так как нормами учтена доля затрат (усредненный показатель) на укладку кирпичей в поддоны, то дополнительно учитывать затраты на перетаривание кирпича в промежуточные поддоны не следует.
II. Составлять индивидуальные сметные нормы (расценки) путем калькулирования затрат на выполнение каменных работ на основании ППР. В калькуляции помимо основных операций на каменную кладку необходимо учесть конкретную схему внутрипостроечного транспорта:
– разгрузка краном поддонов с кирпичом (весом 3,3 т) на приобъектном складе;
– перетаривание кирпича в промежуточные поддоны;
– подача краном промежуточных поддонов к месту работы каменщиков (затраты и время операции в данном случае будут зависеть от грузоподъемности используемых поддонов).
     При калькулировании затрат следует пользоваться сборниками ЕНиР (Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы), утвержденными постановлением от 5 декабря 1986 г. № 43/512/29-50 Госстроем СССР, Госкомтруда СССР.