РАЗРАБОТАНО на основании «Руководства по изысканиям трасс и площадок для электросетевых объектов напряжением 0,4-20 кВ»

Раздел 1

Состав, порядок и технология выполнения комплексных инженерных изысканий трасс и площадок для электросетевых объектов напряжением 0,4-20 кВ

Глава 1.1 Область применения

Настоящая Методика устанавливает общие технические правила и требования, состав, порядок, методы и технологию выполнения инженерных изысканий при разработке предпроектной и проектной документации для нового строительства, расширения и реконструкции электросетевых объектов напряжением 0,4-20 кВ, а так же определения стоимости данных работ.

Глава 1.2 Основные понятия и определения

При инженерных изысканиях для проектирования электросетевых объектов напряжением 0,4-20 кВ следует использовать термины, определения и понятия, приведенные в ГОСТ 22268-76 и ГОСТ 22651-77, а также принятые в проектировании электросетевых объектов и действующих «Правилах устройства электроустановок».

Глава 1.3 Принятые сокращения и аббревиатура

ВЛ 0,4-20 кВ - воздушная линия электропередачи напряжением 0,4-20 кВ;

ГТС - городская телефонная связь;

ГИП - главный инженер проекта;

КЛ 0,4-20 кВ - кабельная линия электропередачи напряжением 0,4-20 кВ;

КС - кабельная линия связи;

ЛПВ - линия проводного вещания;

ЛС - линия связи воздушная;

ЛЭП - линия электропередачи;

МТС - междугородная телефонная связь;

М - масштабы плана, карты;

П1, П2...П24 - приложения к настоящему Руководству;

ПС - подстанция;

РП (ЦРП) - распределительный пункт (центральный);

РТП - распределительный трансформаторный пункт;

РУ (ЗРУ, ОРУ) - распределительное устройство (закрытое, открытое);

СТС - сельская телефонная связь;

ТП (ЗТП) - трансформаторный (закрытый) пункт.

 

Глава 1.4 Основные положения

1. Инженерные изыскания - это комплексное изучение района проектируемых и строящихся объектов электрических сетей 0,4-20 кВ, получение необходимых и достаточных материалов для разработки экономически целесообразных и технически обоснованных проектных решений с учетом рационального использования и охраны окружающей среды.

2. Все проектируемые объекты, для которых осуществляются изыскательские работы, должны размещаться согласно действующим «Правилам устройства электроустановок», «Правилам противопожарной безопасности» и требованиям СНиПов и Гражданского Кодекса РФ.

3. Инженерно-геодезические изыскания трасс ВЛ, КЛ и площадок ПС, ТП напряжением 0,4-20 кВ выполняют согласно категориям сложности работ, приведенным в «Справочник базовых цен на инженерные изыскания для строительства. Инженерно-геодезические изыскания» и введенным в действие Постановлением Госстроя России от 23.12.2003 г. № 213.

4. Вынос в натуру проектного положения центров опор и восстановление оси трасс ВЛ и КЛ напряжением 0,4-20 кВ осуществляет строительно-монтажная организация. При привлечении проектно-изыскательской организации для выноса в натуру ВЛ, КЛ и площадок Заказчик заключает с ней договор на выполнение этих работ.

Стоимость работ в данном случае определяется по расценкам таблицы СБЦ105-16-7 (здесь и далее шифры расценок привязаны к Гранд-смете и означают Таблица 16, п. 7 СБЦ 105). Затраты на данные работы относят в Главу 1 Сводного сметного расчета.

Перечень СБЦ:

СБЦ101. Инженерно-геодезические изыскания для строительства (1998)

СБЦ102. Инженерно-геодезические изыскания (2004)

СБЦ103. Инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания для строительства (1999)

СБЦ104. Инженерно-гидрографические работы. Инженерно-гидрометеорологические изыскания на реках (2001)

СБЦ105. Инженерно-геодезические изыскания при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений (2006)

СБЦ106. Лесохозяйственные изыскания (2006).

Иногда приходится пользоваться СЦ82. Изыскательские работы для капитального строительства (1982) (частично внесен в Федеральный реестр сметных нормативов).

5. Инженерно-экологические изыскания для строительства электросетевых объектов на этапе предпроектных работ (т.е. обоснования инвестиций в строительство), а также при разработке проекта (рабочего проекта) осуществляются в соответствии с СП 11-102-97.

Стоимость работ инженерно-экологических изысканий определяется по СБЦ103.

6. В состав комплексных инженерных изысканий входят:

- трассирование ВЛ, КЛ (вынос в натуру оси ВЛ, КЛ) с определением необходимых элементов для проектирования;

- топографо-геодезические изыскания;

- инженерно-геологические изыскания;

- инженерно-гидрологические изыскания;

- инженерно-метеорологические изыскания.

К инженерным изысканиям не относятся и не учтены в расценках СБЦ:

- согласования при выборе местоположения площадок, трасс линий с заинтересованными организациями и физическими лицами;

- оформление документов для отвода земельных участков;

- геодезические работы при строительстве (определение проектного местоположения центров опор в натуре, т.е. производственный пикетаж; создание геодезической разбивочной основы для строительства, геодезические исполнительные съемки и др.);

- геологические работы и исследования в процессе строительства (инженерно-геологическая документация, геотехнический контроль и др.);

- специальные гидрогеологические исследования (изучение процессов влагопереноса, испытания опытных участков дренажа и др.);

- бурение эксплуатационных водоносных скважин и др.

Перечень работ, выделенный по тексту полужирным курсивом, согласно СНиП 11-02-96 должен выполнять Заказчик проекта. Заказчик может поручить выполнение этих работ по отдельному договору проектно-изыскательской организации.

7. Инженерные изыскания трасс и площадок электросетевых объектов напряжением 0,4-20 кВ выполняют по материалам, согласованным со всеми заинтересованными юридическими и физическими лицами. Выбор, согласование трасс и площадок и предоставление материалов осуществляет Заказчик.

8. Основанием для выполнения изыскательских работ является:

- задание на проектирование, утвержденное руководителем организации-Заказчика и согласованное с руководством проектно-изыскательской организации;

- техническое задание на проведение изыскательских работ, выданное главным инженером проекта, согласованное с изыскательскими и другими заинтересованными службами и утвержденное руководителем проектно-изыскательской организации.

Данное техническое задание является основанием для определения стоимости изыскательских работ. Далее будут рассмотрены все виды изысканий и на основе данного технического задания определяются необходимые для составления смет расценки.

Заказчик проекта оформляет разрешение на проведение изыскательских работ. Разрешение выдают управления (отделы) по делам строительства и архитектуры при областных и районных администрациях, на территории которых будут проводиться топографо-геодезические, инженерно-геологические и другие работы.

К техническому заданию на проведение изыскательских работ Заказчик и ГИП прилагают:

- обзорный план с указанием выбранного и согласованного местоположения объекта;

- требования по уточнению местоположения трасс при их сближении и пересечении с инженерными сооружениями и согласованию с владельцами данных сооружений;

- основные технические и конструктивные решения (назначение, начальная и конечная точка сооружения; тип фундаментов и глубина их заложения; тип, материал и габариты опор; допустимые углы поворота и длины пролетов);

- детальный план работ, связанных с обследованием путей для транспортировки строительных конструкций, материалов и поиском мест отбора грунта для засыпки котлованов, обвалования фундаментов и маршрута их доставки на трассу;

- дополнительные требования к материалам изысканий, предполагаемые объемы выполнения изыскательских работ, масштабы представляемых планов, продольных профилей и деталей пересечений, а также, при необходимости, дополнительные согласования;

- документацию по срокам и порядку представления материалов (по мере выполнения изыскательских работ).

При этом Заказчик прилагает к техническому заданию:

- планы землепользований;

- генеральные планы с нанесенными на них объектами для изысканий;

- схемы с указанием границ площадок и съемки;

- копии решения администрации района и заинтересованных организаций о предварительном согласовании места расположения площадки (трассы);

- акт выбора площадки (трассы);

- другие необходимые материалы и документы, предусмотренные в техническом задании на изыскания.

9. Инженерные изыскания трасс и площадок для электросетевых объектов напряжением 0,4-20 кВ проводят в два этапа:

Первый этап - изыскания для предпроектных работ;

Второй этап - изыскания для разработки проекта.

Возможно выполнение изысканий в один этап для небольших объектов и хорошей изученности территории строительства.

В состав инженерных изысканий на этапе предпроектных работ входят:

- выявление и определение качества планов и карт М 1:500...1:10000, материалов аэросъемок, геологических, гидрологических, метеорологических и других материалов, необходимых для разработки проекта;

- приобретение у организаций-владельцев выявленных материалов, необходимых для изысканий и разработки проекта;

- корректировка планов и обследование местоположения объекта в натуре.

В состав комплексных инженерных изысканий трасс и площадок электросетевых объектов напряжением 0,4-20 кВ на этапе разработки проекта входят:

а) Трассировочные работы - инструментальное трассирование с сокращенным или полным объемом работ.

б). Топографо-геодезические изыскания:

- съемка полосы вдоль трассы ВЛ, КЛ;

- съемка переходов (пересечений) через пересекаемые инженерные коммуникации и сооружения, реки, овраги и т.п.;

- съемка площадок ПС, ТП;

- съемка трасс и площадок, ЛС, ЛПВ, КС и других сооружений, расположенных в зоне влияния электросетевых объектов напряжением 0,4-20 кВ;

- составление планов, профилей, деталей в масштабах от 1:500 до 1:5000, необходимых и достаточных для разработки проекта.

в) Изыскания по требованию Заказчика:

- таксация лесов и зеленых насаждений;

- изыскание карьеров сыпучих грунтов для обваловки фундаментов, ригелей, пути их доставки к объекту;

- обследование и подготовка рекомендаций проезда по трассе, к площадке, переездов через железные дороги, переправ через реки и т.п.;

- инженерно-геологические;

- инженерно-гидрометеорологические и другие в объеме, достаточном для разработки проекта.

10. Для определения стоимости работ необходимо учитывать категорию сложности.

Категорийность установлена Общими указаниями СБЦ102.

Категория сложности определяется для отдельных участков трассы по наиболее неблагоприятному признаку, характеризующему сложность трассировочных работ.

I категория сложности:

Рельеф - Равнинная местность со спокойным рельефом, частично расчлененная балками и оврагами или всхолмленная местность с отдельными сопками. Поймы рек со старицами и протоками.

Залесенность

Местность открытая или залесенная до 20 %

Заболоченность, тундра

Болота легкопроходимые открытые или заросшие до 20 %

Полупустыни и пустыни - Ровные и мелкобугристые пески. Бугристые и грядовые закрепленные пески

Застроенность - Застроенные территории с плотностью застройки до 30 %. Улицы и проезды с небольшим движением транспорта. Небольшие промышленные и строительные площадки. Территории сельских населенных пунктов с правильной или редкой застройкой (хуторского типа)

Дорожная сеть - Дорожная сеть хорошо развита. Передвижение колесного транспорта местами затруднено

Пересечения с существующими коммуникациями - Одно пересечение на 1 км проектируемой трассы с железной, автомобильной дорогами, трубопроводом или ВЛ 35 - 1150 кВ, магистральной линией связи и до 5 пересечений с другими линейными сооружениями

II категория сложности:

Рельеф - Холмистая и предгорная местность. Горные плато. Поймы рек с большим количеством стариц и проток. Долины горных рек

Залесенность - Местность с рельефом I категории сложности, залесенная до 70 %. Местность с рельефом II категории сложности, залесенная до 20 %

Заболоченность, тундра - Болота легкопроходимые заросшие или болота средней проходимости, заросшие до 50 %. Плавни. Тундра незаболоченная

Полупустыни и пустыни - Бугристые и грядовые незакрепленные пески

Застроенность - Застроенные территории с плотностью застройки свыше 30 до 60 %. Улицы и проезды с интенсивным движением транспорта, большие промышленные и строительные площадки с развитой сетью коммуникаций и интенсивным движением транспорта. Территории сельских населенных пунктов со сложной планировкой, с густой бессистемной застройкой

Дорожная сеть - Передвижение колесного транспорта возможно только по отдельным направлениям. На отдельных участках необходимо применять гусеничный транспорт

Пересечения с существующими коммуникациями - Количество пересечений 2 - 3 на 1 км трассы с железной, автомобильной дорогами, трубопроводом или ВЛ 35 - 1150 кВ, магистральной линией связи и свыше 5 до 8 пересечений с другими линейными сооружениями

III категория сложности:

Рельеф - Горная и высокогорная местность с крутизной склонов 5 градусов и более. Узкие долины горных рек (ущелья, прижимы, оползни и т.п.).

Залесенность - Местность с рельефом I категории сложности - полностью залесенная. То же, II категории, залесенная до 70 %. То же, III категории, залесенная до 50 %

Заболоченность, тундра - Болота труднопроходимые заросшие. Мари. Тундра заболоченная или лесотундра с большим количеством проток

Полупустыни и пустыни - Барханы. Дюны

Застроенность - Большие города с пригородными зонами с плотностью застройки свыше 60 %. Городские магистрали с весьма интенсивным движением транспорта. Крупные промышленные районы и строительные площадки со сложной сетью коммуникаций и весьма интенсивным движением транспорта. Санитарно-курортные зоны

Дорожная сеть - Передвижение колесного транспорта невозможно. Необходимо применять гусеничный или вьючный транспорт. Возможно передвижение по рекам

Пересечения с существующими коммуникациями - Свыше трех пересечений на 1 км трассы с железной, автомобильной дорогами, трубопроводом или ВЛ 35 - 1150 кВ, магистральной линией связи и свыше 8 пересечений с другими линейными сооружениями

Определение стоимости данных работ рассмотрим далее.

Глава 1.5 Состав и порядок выполнения изысканий на этапе предпроектных работ

1.5.1. Сбор исходной информации

Инженерные изыскания рекомендуется начинать со сбора имеющейся информации о районе предполагаемого размещения электросетевого объекта (топогеодезической, картографической, аэрофото- и космосъемочной, инженерно-геологической, гидрометеорологической, экологической и другой), необходимой для предпроектных работ. Она может быть получена в соответствующих административных структурах, проектных, изыскательских и других организациях.

На основе анализа и изучения архивных материалов составляют топографические планы (топопланы) для разработки технического задания на проведение изыскательских работ.

Расчет стоимости по сбору исходной информации рекомендуется выполнять по форме 3п МДС81.35-2004.

1.5.2. Обследование проектируемых трасс ВЛ и КЛ

Предусматриваются следующие виды работ:

- натурное обследование сложных участков трассы;

- инструментальное трассирование на местности направления с учетом условий согласования по характерным признакам местности (изгибы дорог, рек, оврагов, лесов, угодий и т.п.) с сокращенным объемом работ;

- корректировка имеющегося планового материала.

Обследование трасс ВЛ и КЛ рекомендуется проводить с использованием топопланов, генпланов, фотосхем и других материалов в М 1:5000 и 1:2000.

Стоимость работ определяют по СБЦ102-47-2 полевые работы.

1.5.3. Корректировка и обновление планов

Данные работы необходимы для приведения планов в соответствие с изменениями на местности, выявленными в результате полевого обследования методом инструментальной съемки с полным или сокращенным объемом работ. При этом должно быть обращено особое внимание на соответствие реальной ситуации изображению на топопланах на момент изысканий, а также показаны:

- инженерные коммуникации и сооружения;

- границы ненаселенной и труднодоступной местности, лесных массивов, зеленых насаждений, пахотных и культурных земель;

- границы административных районов, населенных пунктов и землевладений;

- участки с неблагоприятными для строительства и эксплуатации инженерно-геологическими условиями (заболоченные, эрозированные земли, оползни, карсты и т.п.);

- границы водных пространств.

Дополнительно исполнитель предпроектных работ выясняет и наносит на топопланы действующие, строящиеся, спроектированные и проектируемые инженерные сооружения; выявляет и приобретает генеральные планы населенных пунктов с учетом существующих и перспективных границ, контуров месторождений полезных ископаемых, других инженерных сооружений, влияющих на расположение проектируемого объекта.

Стоимость работ определяют по СБЦ102-47-2 камеральные работы.

Глава 1.6 Состав и порядок проведения изысканий на этапе разработки проекта

1.6.1. Состав и порядок проведения изысканий

В состав инженерных изысканий входят:

- трассировочные работы;

- топографо-геодезические изыскания;

- тахеометрическая съемка оси ВЛ и съемка пересечений с инженерными сооружениями (подземными, наземными и надземными);

- сбор сведений, съемка и привязка ЛС, ЛПВ в зоне влияния объектов;

- обследование дорог и изыскание проездов в сложных условиях строительства;

- таксация лесов и зеленых насаждений, пересекаемых трассами ВЛ 0,4-20 кВ;

- инженерно-геологические изыскания;

- инженерно-гидрологические изыскания;

- инженерно-метеорологические изыскания.

1.6.2. Трассировочные работы

В зависимости от физико-географических условий, насыщенности участка проектирования ориентирами, условий для строительства и количества пересекаемых инженерных сооружений трассирование ВЛ 0,4-20 кВ и других линейных сооружений выполняют:

- инструментально с сокращенным объемом работ;

- инструментально с полным объемом работ.

При трассировании линейных сооружений выполняют следующие работы:

- обследование трассы (входит в состав трассировочных работ);

- инструментальное трассирование ВЛ с полным или неполным объемом работ;

- корректировка плана или инструментальная съемка трассы шириной 60 м (по 30 м в обе стороны от ее оси);

- съемка пересечений искусственных и естественных препятствий, инженерных сооружений и определение габаритов пересекаемых препятствий;

- таксация и уточнение сведений по пересекаемым трассой лесным участкам и зеленым насаждениям.

При прохождении через лесные массивы и зеленые насаждения прорубается визирка шириной 0,7...0,8 м (до начала рубки Заказчик работ должен оформить лесорубочный билет).

Стоимость определяем по расценкам таблиц СБЦ102-60

1. Трассирование с сокращенным объемом работ выполняют для трасс, проходящих:

- по открытой (равнинной, слабохолмистой) местности с четкими постоянными ориентирами, наземными и надземными сооружениями (мосты, заводские трубы, башни, перекрестки дорог, характерные изгибы дорог, рек, каналов, оврагов, перелески и т.п.);

- в залесенной местности по существующим просекам (выделам, противопожарным просекам);

- параллельно существующим коммуникациям, автомобильным дорогам и другим сооружениям;

- в населенных пунктах с редкой, упорядоченной застройкой при наличии планов М 1:2000... 1:500.

2. Инструментальное трассирование в зависимости от условий прохождения трассы выполняют:

- с сокращенным объемом работ (при наличии проверенных планов; вдоль четких ориентиров и контуров с небольшим количеством инженерных коммуникаций; в населенных пунктах, обеспеченных планами 1:2000... 1:500);

- с полным объемом работ (при отсутствии планов на трассу, в населенной местности с высокой плотностью застройки, насыщенной коммуникациями, в пустынной и труднодоступной местности и в других неблагоприятных условиях проведения изысканий).

При инструментальном трассировании с полным объемом работ выполняют:

- вынос в натуру согласованной трассы - инструментальное вешение, измерение углов поворота трассы, а также углов на створных точках и пересечениях с инженерными коммуникациями;

- прокладку тахеометрического хода по трассе, инструментальную съемку профиля и полосы вдоль оси трассы (30 м в обе стороны от оси). При этом осуществляют глазомерную съемку полосы трассы шириной до 50 м от оси в обе стороны (при необходимости полосу съемки увеличивают);

- съемку пересечений трассы с коммуникациями;

- съемку выходов (подходов) ВЛ к ПС, ТП и РП;

- съемку и привязку ЛС, ЛПВ и других линий, расположенных в зоне влияния ВЛ;

- обследование дорог, изыскание проездов в сложных условиях строительства;

- таксацию лесов и зеленых насаждений, пересекаемых трассами ВЛ;

- камеральную обработку измерений и выпуск материалов, необходимых для разработки проектной документации, а также технического отчета (пояснительной записки) о выполненных работах.

После завершения полевых работ на плановом материале закрепляют результаты полевых работ: наносят трассу, пересекаемые сооружения, границы районов, угодий (с указанием владельцев); при необходимости, составляют оригинал плана трассы и делают копии с рабочего плана. План трассы ВЛ выполняют в М 1:10000, 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500 согласно имеющейся подоснове и требованиям ГИПа.

На рабочих планах указывают значения углов поворота трассы, определяемых с помощью геодезических приборов (в полевых условиях), либо транспортиром по нанесенной на план трассе ВЛ, КЛ. При необходимости на планах разбивают пикетаж, составляют продольный профиль трассы в М 1:1000, 1:2000, 1:5000 (горизонтальный) и 1:100, 1:200, 1:500 (вертикальный).

Инструментальную трассировку с сокращенным объемом работ рассчитывают по расценкам СБЦ102-15-1-1, а с полным объемом - СБЦ102-15-1-2 или СБЦ102-15-1-3. При этом применяют соответствующие коэффициенты из Общих указаний Справочника. Таксация лесонасаждений в данные расценки не входит и определяется дополнительно.

Глава 1.7 Топографо-геодезические изыскания

Топографо-геодезические изыскания выполняют:

- при недостаточной для проектирования плановой и высотной основе для составления планов и продольных профилей в М 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500;

- при проектировании трасс по улицам и проездам селений для составления планов и деталей пересечений, планов площадок, а также в других случаях, предусмотренных техническим заданием на изыскания (если некоторые из этих работ не выполнены при трассировании).

В состав топографо-геодезических работ при инженерных изысканиях электросетевых объектов входят:

- прокладка тахеометрического хода по оси трассы;

- съемка полосы и профиля трассы;

- съемка пересечений с коммуникациями и препятствиями, измерение габаритов и высот подвески проводов, съемка сближений с сооружениями и составление планов и деталей пересечений;

- съемка выходов (подходов) трасс от существующих (проектируемых) ПС;

- наземная съемка или аэросъемка населенных пунктов;

- планово-высотная съемка площадок и другие работы (не выполненные при трассировании) согласно техническому заданию на изыскания.

Тахеометр – прибор, совмещающий в себе функции теодолита (горизонтальная съемка) и нивелира (вертикальная съемка).

В СБЦ102 данные функции разделены. Поэтому для определения стоимости топографо-геодезических изысканий применяем расценки СБЦ102-47-1, СБЦ102-47-2-1 и СБЦ102-48 (для мест пересечений и сближений с инженерными сооружениями).

1.7.1. Наземная топографическая съемка населенных пунктов

1. Для выполнения топографической съемки в пределах населенного пункта создается плановое съемочное обоснование в виде сети теодолитных ходов.

Стоимость определяем по расценкам СБЦ102-47-1

1.7.5. Съемка населенных пунктов аэрометодом

1. Использование аэрометодов для изысканий трасс ВЛ и КЛ возможно при наличии в распоряжении изыскательского подразделения фотолаборатории с минимальным набором оборудования: фототрансформатор (ФТБ) или универсальный топографический проектор  (УТП-2), прибор контактной печати.

2. За 1,5...2 месяца до начала изысканий в территориальной инспекции Госгеонадзора выясняют наличие и характеристику необходимых материалов аэрофотосъемок (год съемки, масштаб и другое), оформляют в установленном порядке заявку на получение материалов, которая направляется в два адреса: организации-владельцу материалов и инспекции Госгеонадзора. Как правило, заказывают последние по времени съемки и обработки материалы более крупного масштаба.

3. После получения материалов аэрофотосъемки в виде контактных отпечатков или фотопланов* их анализируют, подбирают необходимые для данного объекта снимки, изготавливают с них негативы.

_________________

* При получении фотопланов работы, упомянутые в пп. 4...7 данного параграфа, не выполняют.

4. Рассматривают одновременно снимки и имеющиеся на район картографические материалы наиболее крупного масштаба и выявляют наличие общих контурных точек (отдельных сооружений, пересечений дорог, мостов на дорогах и т.д.). Переносят на негатив контурные точки (из расчета 4...5 точек на каждый снимок) и снимают с планов их координаты.

На подготовленную основу (ватман или другую бумагу с координатной сеткой) в необходимом для проектирования масштабе наносят эти точки.

5. Заложив в проектор ФТБ или УТП-2 негатив первого снимка, а на стол прибора - основу, вращением соответствующих штурвалов совмещают изображение одноименных точек снимка и основы. После совмещения точек основа заменяется фотобумагой.

Так же поступают с остальными снимками и получают увеличенные и масштабированные снимки района работ.

6. На монтажном столе последовательно попарно совмещают все стереопары и вырезают участки перекрытий. Оставшиеся вырезки полезных площадей наклеивают на картон (ватман), совмещая края обрезов и контуров.

Изготовленный материал, называемый в зависимости от точности изготовления фотопланом или уточненной фотосхемой, соответствующим образом оформляют: дают название объекта (поселка), указывают масштаб плана. Фотоплан (фотосхема) является плановой основой для производства работ в реальных условиях.

7. При отсутствии фотолаборатории возможно выполнение в карандаше планов на ватмане в М 1:2000 или 1:1000 с использованием полученных аэрофотоматериалов и топокарт. При составлении плана применяют УТП-2 или ФТБ.

8. Полевые работы заключаются в натурном обследовании населенного пункта (с целью выяснения возможности проложения трасс ВЛ 0,4-20 кВ по существующим улицам), сравнении фотоматериала (плана) с местностью, дешифровании необходимых элементов ситуации и корректировке этого материала (нанесение вновь появившихся элементов ситуации и инженерных коммуникаций).

При полевом обследовании выявляют здания производственного, общественного и жилого назначения для составления экспликации основных зданий.

9. Оригинал планового материала (фотоплан или план) по результатам полевых работ закрепляют в туши, наносят экспликацию основных зданий, оформляют штамп и передают в проектный отдел. При необходимости его размножают или изготавливают копию на кальке.

Стоимость определяем по расценкам таблиц СБЦ102-66, СБЦ102-67 и СБЦ102-68.

1.7.6. Съемка и привязка ЛС, ЛПВ и других линий в зоне влияния электросетевого объекта

1. Для составления планов (схем) проектируемых ВЛ в зоне влияния на ЛС и ЛПВ в соответствующих организациях собирают необходимые сведения по указанным сооружениям и проводят их съемку в полосе вдоль трассы, если такие работы не выполнялись при выборе и согласовании местоположения трассы.

Съемку и привязку ЛС, ЛПВ, КС, МТС и СТС в зоне влияния (электромагнитного, экологического и другого) электросетевого объекта напряжением 6-20 кВ при необходимости выполняют на первом этапе изысканий (при выборе и согласовании трассы) во избежание последующих корректировок трассы после выполнения расчетов влияния.

2. При сборе сведений следует руководствоваться следующей классификацией воздушных линий связи:

- линии междугородной телефонной связи;

- линии сельской телефонной связи;

- линии проводного вещания;

- линии городской телефонной связи.

По значимости воздушные линии связи подразделяют на классы:

- I класс - линии МТС (магистральные линии, связывающие Москву с республиканскими, краевыми и областными центрами, а также между собой; линии Министерства путей сообщения, проходящие вдоль железных дорог и по территории железнодорожных станций);

- II класс - внутризоновые линии МТС, соединяющие республиканские, краевые и областные центры с районными центрами и последние между собой; линии СТС, соединяющие две телефонные станции в пределах сельского административного района;

- III класс - линии СТС (абонентские).

Линии проводного вещания (ЛПВ) подразделяют:

- I класс - фидерные линии номинальным напряжением выше 360 В;

- II класс - фидерные линии номинальным напряжением до 360 В и абонентские линии напряжением 15 В и 30 В.

Линии городской телефонной связи (ГТС) на классы не подразделяют.

3. О существующих и проектируемых ЛС и ЛПВ должны быть получены следующие сведения: наименование линии, направление, класс, эскиз опор, материал опор, количество и марка проводов, точный адрес и телефон владельца.

По данным инструментальной съемки на имеющемся плане М 1:25000, 1:10000 или 1:5000 наносят взаимное расположение проектируемой ВЛ с существующими и проектируемыми линиями электропередачи, воздушными и кабельными линиями связи в полосе зоны влияния.

Стоимость определяем по расценкам таблицы СБЦ102-35-2

1.7.7. Обследование дорог, изыскание проездов в сложных условиях строительства

1. Для разработки проекта организации строительства (ПОС) в сложных условиях обследуют существующие дороги в районе прохождения ВЛ.

Обследованию подлежат дороги от пунктов разгрузки и доставки строительных конструкций к трассе, дороги вдоль трассы, которые можно использовать при строительстве и эксплуатации ВЛ, а также все съезды к трассе, выясняется возможность проезда непосредственно по трассе.

При этом получают сведения о владельцах и выявляют категории дорог, предельные уклоны, мосты (в эксплуатационных службах справки об их грузоподъемности и состоянии), определяют состояние дорог и возможность проезда в любое время года, отмечают участки, где необходим ремонт дорог с указанием объемов работ.

Сведения о техническом состоянии некатегорийных дорог местного значения (проселочных, лесовозных и других), полученные от организаций, могут быть неполными в зависимости от состояния технического надзора за их эксплуатацией. Недостающие данные по этим дорогам получают в результате полевого обследования.

2. При обследовании возможности проезда по трассе на планах выделяют болота и заболоченные места (указывают их протяженность), крутые овраги, реки и другие естественные препятствия, а также инженерные сооружения; рекомендуют места объездов препятствий и переправ через реки, переездов через железные дороги.

3. Все собранные сведения по существующим дорогам и проездам отображают на плане трассы и в ведомости дорог (в ведомости приводят сведения лишь по дорогам республиканского значения или находящимся в ведении областных, краевых или районных администраций, а также отдельных фирм и объединений).

На планах показывают проезд вдоль трассы и объезды препятствий.

Проселочные, полевые, лесные проезды, не находящиеся в ведении предприятий или местных административных органов, при транспортировке по ним грузов для строительства электросетевых объектов приравниваются к условиям бездорожья.

4. При обследовании дорог и проездов выявляют карьеры местных строительных материалов и грунтов, необходимых для засыпки и обваловки фундаментов, а также возможность подвоза местных строительных материалов и грунтов к трассе. Полученные сведения о карьерах наносят на планы трассы с указанием расстояний до них.

По данным обследования намечают участки, где потребуется сооружение временных дорог вдоль строящейся ВЛ или к опорам, приводят суммарную длину этих участков. Необходимость сооружения временных дорог решается главным инженером проекта.

Изыскания трасс временных дорог проводят по отдельному заданию и выполняют в соответствии с действующими техническими правилами, СНиП и "Методическим указанием по изысканиям вспомогательных дорог для строительства линий электропередачи".

Расчет стоимости по сбору исходной информации рекомендуется выполнять по форме 3п МДС81.35-2004.

1.7.8. Таксация лесов и зеленых насаждений, пересекаемых трассами

1. При пересечении трассами ВЛ 0,4-20 кВ лесных массивов для расчета объемов работ по вырубке просеки под строительство ЛЭП необходимы следующие данные:

- границы лесных участков;

- породы леса (в смешанном лесу - две основные породы);

- средняя высота деревьев;

- средняя толщина деревьев;

- густота леса (число деревьев на 1 га);

- наличие подлеска и бурелома;

- процент мягких и твердых (дуб, бук) пород.

2. Границы между участками устанавливаются:

- при различии средних высот деревьев более 2 м;

- при изменении густоты, переводящей лес в другую градацию.

Границы лесных участков фиксируют в полевых журналах (пикетажном или тахеометрической съемки), а затем переносят на профили и планы.

3. Таксационные характеристики участков по возможности получают в лесхозах, там же вводят поправки на давность таксации и перспективу роста на 25 лет.

Общие таксационные характеристики:

- простой лес - одна порода, возраст и высота;

- леса сложного строения:

основной древостой - 1-й ярус,

подрост - молодые деревья,

подлесок, состоящий из кустарников (подрост и подлесок являются 2-м ярусом);

- поросль - молодой лес высотой менее 4 м, возобновляющийся по вырубкам и гарям;

- кустарник (высота - 0,5...0,8 м) - многолетняя деревянистая растительность, ветвящаяся от самого основания и не имеющая главных стволов.

Стоимость определяем по расценкам таблиц СБЦ106-19. Категория работ определяется по Общим указаниям данного Справочника.

1.7.9. Камеральная обработка полевых измерений и отчетные материалы по инженерно-геодезическим изысканиям

В состав технического отчета (пояснительной записки) по инженерно-геодезическим изысканиям включают:

1. План М 1:25000 или 1:10000 с окончательным местоположением трассы, пересечениями с землевладениями, инженерными сооружениями, границами населенных пунктов и другой информацией.

2. Планы заходов (выходов) трасс ВЛ от существующих (проектируемых) ПС, ТП в М 1:1000 и 1:500.

3. Планы стесненных участков в М 1:1000 или 1:500.

4. Продольные профили по трассе в М 1:5000 (горизонтальный) и 1:500 (вертикальный), П11.

Учитывая относительно небольшие расчетные пролеты ВЛ для пересечений или для сложных трасс, продольные профили необходимо составлять в М 1:2000 (горизонтальный) и 1:200 (вертикальный).

5. Детали пересечений по трассе с инженерными сооружениями в М 1:1000, 1:500 (горизонтальный) и 1:100 (вертикальный).

6. Ведомости:

- общих данных по трассе ВЛ;

- пересечений ВЛ, КЛ, ЛС, ЛПВ и всех подземных коммуникаций;

- переходов через железные и автомобильные дороги широкого использования;

- пересекаемых границ и угодий;

- пересекаемых лесов и зеленых насаждений;

- другие материалы согласно техническому заданию на изыскания и приложениям к настоящему Руководству.

Глава 1.8 Инженерно-геологические изыскания

1.8.1. Общая часть

Настоящая глава определяет состав, объем и стоимость инженерно-геологических изысканий электросетевых объектов напряжением до 20 кВ.

Инженерно-геологические изыскания выполняют для выявления инженерно-геологических условий строительства согласованного направления трассы и определения физико-механических характеристик грунтов для проектирования закрепления опор.

Инженерно-геологические изыскания проводят в один этап. Объем изыскательских работ определяется в зависимости от категории сложности инженерно-геологических условий отдельных участков, их изученности и должен быть достаточен для разработки проекта.

Установлены следующие категории сложности инженерно-геологических условий:

I категория - условия простые. Однообразные осадочные породы. Стратиграфия простая. Маркирующие горизонты выражены ясно. Залегание пластов горизонтальное или пологое, моноклинальное. Формы рельефа несложные, хорошо прослеживаемые. Степи и равнинные пустыни и полупустыни, нерасчлененные, закрепленные растительностью с выдержанной мощностью (более 5 м) покровов эоловых песков или полным их отсутствием. Равнинная тундра в зоне развития сливающейся многолетней мерзлоты с деятельным слоем до 1 м. Развитие заболоченности не более 10 %. Подземные воды залегают на значительной глубине. Резкие проявления физико-геологических процессов отсутствуют.

II категория - условия средние. Однообразные осадочные породы со слабо выраженными маркирующими горизонтами. Эффузивные и интрузивные породы ограниченного распространения. Взаимозависимость между осадочными и изверженными породами простая. Залегание пластов моноклинальное или в виде простых пологих складчатых структур.

Формы рельефа эрозионно-аккумулятивные с многочисленными или с неясно выраженными террасами.

Районы равнин и нагорий с развитой речной сетью, холмистые предгорья, сложенные разнообразными, не выдержанными по мощности четвертичными отложениями.

Пустыни слаборасчлененные, полузакрепленные растительностью с изменчивой мощностью эоловых песков (2...5 м). Встречаются такыры и соры (шоры). Районы развития многолетней мерзлоты (сплошной и островной) с деятельным слоем мощностью до 2,5 м. Развитие заболоченности до 25 %. Подземные воды на глубине более 3 м. Имеют развитие физико-геологические процессы.

III категория - условия сложные. Разнообразные породы сложного литологического состава. Метаморфические, эффузивные, интрузивные породы. Развиты складчатые и разрывные нарушения. Преобладают горные или предгорные формы рельефа.

Районы II категории сложности с частой сменой элементов микро- и макрорельефа (ледниково-аккумулятивные пространства с грядами конечных морен, озами, камами, многочисленными озерами; долины рек с обширными поймами и старицами; плавни, приозерные понижения и т.п.), с резко отличающимися по физико-механическим свойствам грунтами.

Пустыни расчлененные, незакрепленные, с многочисленными подвижными эоловыми формами рельефа. Мощность эоловых песков весьма изменчива. Большое количество такыров и соров (шоров). Районы развития многолетней мерзлоты (сплошной и островной) с деятельным слоем более 2,5 м.

Резкие проявления физико-геологических процессов.

Подземные воды залегают близко к поверхности земли.

1.8.2. Состав инженерно-геологических работ

Состав и объем инженерно-геологических изысканий определяют сложностью геологического строения района строительства электросетевого объекта, степенью его изученности и типом проектируемых фундаментов.

Категории сложности выполнения почвенных изысканий характеризуется следующими показателями:

I категория. - Районы с однородным почвенным покровом; почвенные комплексы занимают не более 15 % площади; болота, заболоченные участки и засоленные почвы занимают не более 5 % площади (преимущественно степные районы).

II категория. - Районы с неоднородным почвенным покровом; разнообразными почвообразующими породами, изменчивой растительностью и расчлененным рельефом; почвенные комплексы занимают до 30 % территории; болота и заболоченные участки занимают не более 20 % площади (преимущественно лесостепные и степные районы).

III категория. - Районы с очень неоднородным почвенным покровом: распространением скальных, галечниковых и щебнистых почво-грунтов; болота, заболоченные участки и засоленные земли занимают более 20 % площади (пустыни, полупустыни, сухие степи, лесные районы, лесотундра, тундра, поймы, плавни и дельты).

В зависимости от категорий инженерно-геологической сложности изыскания включают следующие работы:

I категория – Обзор и изучение материалов изысканий прошлых лет, Камеральная обработка материалов изысканий и составление главы отчета. Т.е. полевые работы отсутствуют.

II категория – Обзор и изучение материалов изысканий прошлых лет, Инженерно-геологическое обследование, Камеральная обработка материалов изысканий и составление главы отчета. Буровые и горные работы, сопровождаемые отбором образцов грунтов и подземных вод, а также  лабораторные исследования образцов грунтов и подземных вод, выполняют на закрытых участках трасс с возможным развитием скальных или слабых грунтов.

III категория – полный комплекс работ, включающий Обзор и изучение материалов изысканий прошлых лет, Инженерно-геологическое обследование, Буровые и горные работы, сопровождаемые отбором образцов грунтов и подземных вод, Лабораторные исследования образцов грунтов и подземных вод, Камеральная обработка материалов изысканий и составление главы отчета.

Анализ геологических материалов прежних лет в районах средних условий приводит, как правило, к отказу от проведения разведочных горно-буровых работ, а в районах сложных условий - к сокращению объемов изысканий на отдельных участках (особенно при размещении электросетевых объектов вблизи существующих линий электропередачи, трубопроводов, магистральных дорог и других инженерных коммуникаций и сооружений).

При прокладывании трасс буровые и горные работы, сопровождаемые отбором образцов грунтов и подземных вод, выполняют только на участках со средними и сложными геологическими условиями, а также на переходах, требующих установки специальных опор с пролетами, значительно превышающими нормальные.

Объемы работ по количеству выработок (скважин) и отборов проб зависят от категории сложности и составляют на 1 км трассы:

I категория (условия простые)              - нет

II категория (условия средние) – 1-2 выработки и 1 образец грунта

III категория (условия сложные) – 2-3 выработки и 2 образца.

Глубину геологоразведочных выработок принимают равной 3...5 м, а на территориях распространения торфа и илистых грунтов при невозможности их обхода глубину выработок увеличивают до надежного грунтового слоя с заглублением в него выработки не менее, чем на  1 м. При глубине залегания торфа и илистых грунтов более 6,0 м вопрос о целесообразности вскрытия подстилающих грунтов должен решаться совместно с проектными отделами.

Диаметр разведочных скважин следует принимать исходя из необходимости отбора образцов для лабораторных испытаний.

Для определения физических показателей грунтов берут их пробы из скважин диаметром не менее 89 мм, а для определения механических характеристик - не менее 127 мм.

В процессе проходки отбирают образцы грунта для лабораторных исследований по всей глубине выработки послойно, для каждого слоя не менее 6.

На всех участках, где уровень грунтовых вод с учетом его возможного максимального подъема будет находиться в пределах глубины заложения фундаментов, отбирают пробы воды (не менее 1 с каждого водоносного горизонта) с целью определения показателей агрессивности воздействия на бетон.

Лабораторные исследования образцов грунтов проводят для установления классификационных и нормативных показателей их физико-механических свойств согласно СНиП 11-02-96, СП 11-105-97, СП 11-102-97.

По каждой отобранной пробе определяют:

- естественную влажность;

- пределы пластичности;

- объемную массу;

- гранулометрический состав (для песков);

- содержание органических веществ.

Глава 1.9 Инженерно-гидрологические изыскания

1. Инженерно-гидрологические изыскания выполняют для гидрометеорологического обоснования выбора направления и створов перехода трассы ВЛ через водные объекты.

2. Изыскания трасс ВЛ выполняют поэтапно:

- для предпроектной подготовки при оформлении акта выбора трассы;

- для уточнения инженерно-гидрологических характеристик при разработке рабочего проекта.

3. Для ВЛ изыскания проводят на всех водных объектах, ширина русла с поймой которых превышает длину расчетного пролета (II группа сложности, СП 11-103-97, табл. 9.3)*, а также если трасса или ее участки находятся в зоне влияния водного объекта. Значение расчетного пролета должно быть указано в техническом задании на изыскание трассы.

4. При изысканиях трасс КЛ следует учитывать группы сложности водных объектов. К 1-й группе относят все водные преграды с устойчивыми берегами, через которые КЛ прокладывают без применения подводных работ; ко 2-й группе - все водные объекты с неустойчивыми берегами и подвижным дном, когда строительство КЛ требует осуществления подводных работ.

5. Состав и объем изысканий устанавливают на основании технического задания, в котором указывается основной перечень необходимых гидрологических характеристик.

6. Под инженерно-гидрологическими изысканиями трасс ВЛ 6-20 кВ подразумевается:

- сбор исходных данных о водных объектах;

- рекогносцировочное обследование участка перехода трассы через водный объект с уточнением положения створа перехода;

- камеральные инженерно-гидрологические работы на переходах трасс через водные объекты;

- составление технического отчета (пояснительной записки);

- определение отметок высоких и других характерных уровней воды прежних лет;

- определение характера прохождения паводка, ледохода, условий сплава леса в русле и пойме, описание следов, оставленных ледоходом, лесосплавом, карчеходом (размыв берегов, отложение песка, гальки, леса и хвороста и т.д.), выяснение возможности возникновения заторов льда на участке перехода, навалов льда на берега;

- выяснение возможности и границ выноса льда в период паводка на пойму с оценкой толщины льда и размеров льдин;

- определение характера вскрытия и замерзания реки, интенсивности разрушения берегов;

- уточнение данных об использовании реки;

- определение скорости течения реки на участке перехода.

Стоимость работ определяется по расценкам СБЦ104.

Глава 1.10 Инженерно-метеорологические изыскания

1. Инженерно-метеорологические изыскания выполняют для получения климатических параметров, необходимых для проектирования, строительства и эксплуатации электросетевых объектов напряжением до 20 кВ.

2. Изыскания проводят в соответствии с техническим заданием ГИПа, действующими нормативными документами СНиП 2.01.01-82, СНиП 2.01.07-85, СНиП 1.02.07-87, СНиП 11-02-96, СП 11-103-97, главой 2.5 ПУЭ-98, а также ведомственными нормативно-методическими документами.

3. В соответствии с установленным порядком инженерно-метеорологические изыскания проводят:

- для подготовки предпроектной документации (акта выбора трассы ВЛ);

- для разработки рабочих проектов строительства и реконструкции электросетевых объектов напряжением до 20 кВ.

4. Инженерно-метеорологические изыскания включают:

- изучение физико-географических и климатических условий района проектирования;

- сбор и анализ материалов метеорологических наблюдений, данных об опыте эксплуатации действующих ЛЭП, ЛС и ЛПВ в районе проектирования электросетевого объекта. При необходимости обработку информации метеорологических наблюдений выполняют в соответствии с существующими ведомственными методическими указаниями по всем необходимым для проектирования параметрам;

- составление заключения по инженерно-метеорологическим изысканиям.

Для учета стоимости инженерно-метеорологических изысканий необходимо получить счета на получение справок от Гидрометеоцентра.